Основана в 1992 году
Частная школа «Золотое сечение»

СОТРУДНИЧЕСТВО. ДОВЕРИЕ. РАЗВИТИЕ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Уроки творчества


Специфика литературы как учебного предмета состоит в том, что очень сложно оценить и измерить масштабы и параметры «выходного» продукта этих уроков. Если для математики ныне действующая система ЕГЭ предоставляет достаточно объективную измерительную линейку в виде тестов, то для литературы это невозможно по определению. Во что же тогда должно вылиться литературное образование? Что должно стать неким материальным «знаком», итоговым документом, протоколом? Ответ, по мнению филологов школы «Золотое Сечение», один. Это текст ученика, устный и письменный.

Следовательно, приоритетная задача учителя-словесника — научить создавать качественные тексты — по поводу другого текста, по поводу анализа собственного жизненного опыта etc. Это задача сложная и кропотливая, но — вполне реальная, поскольку существуют технологии, позволяющие сформировать у ученика навыки создания качественного текста. Такие технологии плюс опыт педагога плюс желание ученика будут равны как раз тому конечному продукту, который необходим и с точки зрения аналитики словесного образования, и с точки зрения практического применения навыков социального интеллекта.

Уроки творчества как раз и призваны способствовать формированию у учащихся умения создавать качественные тексты разных жанров, стилей и функциональных предназначений.

Такие занятия были проведены в 9 и 10 классах и строились по следующей схеме.

  1. Предложение актуальной проблемы.
    В 9 классе — «Учитель глазами ученика», в 10 — «Легко ли быть молодым?»
  2. Обсуждение проблемы, формирование устных речевых высказываний учащихся.
  3. Создание «схемы» будущего текста.
  4. Написание текста.

На следующем занятии предполагается коллективный анализ созданных текстов и их рецензирование.

Ждите в ближайшем выпуске новостей эссе учеников на указанные темы. Но хотелось бы сказать несколько слов о том, к а к это происходило. Прежде чем прийти в десятый класс, я долго искал тему для обсуждения. Всё-таки уже взрослые люди, старшеклассники, со своим, достаточно определённым взглядом на мир, с жизненной позицией, ориентированной на актуальные проблемы. Пустословие и популизм, надо думать, отличат сразу. И в то же время — дети, всё ещё дети...

Когда-то, в неспокойные девяностые, появился фильм литовского журналиста Юриса Подниекса под громким названием «Легко ли быть молодым?». Фильм наделал много шума, имел самую разнообразную прессу — от восторженной до проклинающей. Сейчас он почти забылся — на фоне того состояния общества, которое мы имеем на данный момент. Но вот название... И я решил предложить этот вопрос в качестве проблемы нашего обсуждения.

Как выяснилось, это было попадание.
Странным образом довольно-таки провокационный вопрос оказался созвучным мыслям десятиклассников, и обсуждение вылилось в полилог голосов, дискурсов, позиций и мнений.

Сначала попытались смоделировать некую искусственную ситуацию, сыграв роли сторонников крайних точек зрения — «конечно, легко!» и «естественно, нелегко!» и стали разводить аргументы по двум этим направлениям. Но очень быстро выяснилось, что аргументы «за» одного полюса странным образом «перетекают» в аргументы «за» другого.

Да, легко: нет того груза ответственности, который несут взрослые — обеспечивать семью, поднимать детей, поддерживать родителей. Но нелегко: а как же ответственность за самого себя, за своё будущее, за свой выбор? Никто не сделает его, кроме тебя.

Да, легко. Столько информации вокруг — бери, структурируй, используй, расти. Но нелегко — как выбрать в сплошном потоке ту единственно верную дорогу, те неоспоримые скрижали, где записана правда жизни, которую предстоит прожить?

Конечно, легко: круг общения широк — друзья, друзья друзей, приятели товарищей друзей, знакомые приятелей друзей соседей... Но нелегко — не потерять «шумною толпою окружённому» того единственного человека, которому потом будешь писать традиционно скверные и потому упоительно пронзительные стихи?..

В какой-то момент урока мы с Галиной Васильевной просто отошли на второй план: дети говорили — друг с другом, сами с собой. С миром. Парадоксальный Ваня Коваленко, язвительный Данила Короп, тонкая Соня Герасимова, мудрая Виола Сюткина, глубокая и ответственная Соня Липа, афористичная Амина Мусаева, нетерпеливый и острый Семён Попельнюхов, насмешливый Никита Кунаев...

Когда я учился в школе, был такой предмет, введённый в школах в порядке эксперимента — этика и психология семейной жизни. Он быстро исчерпал себя, по большей части из-за того, что вели его педагоги, не особо знающие, как это надо делать. Да и говорить тогда можно было ещё не обо всём. Но мне повезло: учитель, который вёл этот предмет в моём классе, выбрал замечательно мудрую позицию — он давал нам возможность выговориться, позволял говорить обо всём, а сам слушал, иногда вставляя маленькие, но острые комментарии, «провоцируя» нас на ещё большую откровенность. До сих пор помню эти уроки...

— Мы часто не предоставляем ученикам возможность выговориться, — говорит преподаватель литературы Галина Васильевна Борзенкова. — Выговориться — то есть «вылить» некий поток сознания по поводу окружающего мира. Мы слишком зажаты рамками предметов. А человеческая жизнь неизмеримо шире и сложнее любого предмета... А у нас даже классные часы, которые, казалось бы, для этого созданы, превращаются в проговаривание «текучки».

Перефразируя психолога-структуралиста Жана Лакана, писавшего, что «стиль человека — это сам человек», можно сказать: «текст человека — это сам человек». Это его мост, способ «сцепления» с реальностью — единственно верный и безошибочный.

Давайте не будем лишать наших учеников этого моста.