Основана в 1992 году
Частная школа «Золотое сечение»

СОТРУДНИЧЕСТВО. ДОВЕРИЕ. РАЗВИТИЕ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Заседание методического объединения


07.11.2014

7 ноября учителя начальной школы собрались на заседание методического объединения, чтобы обсудить ресурсы и дефициты формирования универсальных учебных действий учащихся начальных классов, как первостепенной задачи современного образования.

В течение последнего месяца мы занимались диагностикой УУД совместно со специалистами Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ». Ведущий сотрудник центра Теплицкая А. Г. познакомила нас с результатами мониторинга.

Цель мониторинга — отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД у учащихся 1–4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

Предмет мониторинга 2 центра: 2 группы метапредметных универсальных учебных действий (регулятивные и познавательные). Необходимым и достаточным уровнем сформированности УУД на начало второго года обучения является выполнение учебного действия, содержащего метапредметный способ, на основе образца, предложенного учителем (1 этап формирования УУД). Все диагностируемые умения сформированы на достаточно высоком уровне. Можно сделать вывод, что учащиеся 2 центра успешно освоили владение метапредметными УУД на самой первой ступени их формирования. Это означает, что в дальнейшей развивающей работе акцент должен быть сделан на подготовке к переходу на следующий уровень. Нужно помогать учащимся не только выполнять задания, содержащие метапредметный способ по образцу, но отвечать на вопросы:
• Для чего я это делаю?
• Что именно делаю и в каком порядке?
• Каким образом я это делаю?
• Верным ли путем я двигаюсь?
• Как я оцениваю, то, что я сделал? Как я оцениваю то, как я это делал?
• Какие новые задачи передо мной встают теперь? 

Предмет мониторинга третьего центра: 3 группы метапредметных универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные и коммуникативные). Необходимым и достаточным уровнем сформированности УУД на начало третьего года обучения является выполнение учебного действия, содержащего метапредметный способ, на основе образца, предложенного учителем. Из всех диагностированных умений максимальный балл набран по умению задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений, а минимальный — по умению устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Из регулятивных умений выше всего развито умение оценивать результат выполнения учебного задания на основе различных критериев оценки. Ниже всего — умение самостоятельно осуществлять контроль выполнения учебного задания. Из всех познавательных умений только умение делать умозаключение по аналогии сформировано на базовом уровне. Все остальные находятся на уровне ниже базового. Меньше всего баллов набрано по умению устанавливать причинно-следственные связи и по умению осуществлять логическое действие «обобщение». 

Предмет мониторинга четвертого центра: 3 группы метапредметных универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные и коммуникативные) на втором этапе развития (выполнение на основе подводящих вопросов и реализация в учебной деятельности). Из всех диагностированных умений максимальная оценка получена по умению задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений, а минимальная по умению планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей. Среди познавательных умений выше всего развиты умение строить индуктивные умозаключения и умение анализировать. Ниже всех познавательных умений сформировано умение использовать данные диаграмм и таблиц для ответа на вопрос. На базовом уровне, но также ниже других познавательных умений развито умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Из пяти умений в группе «Регулятивные» только одно развито на базовом уровне. Это — умение самостоятельно осуществлять контроль выполнения учебного задания. 

На этом этапе формирования УУД учитель уже не задает образец выполнения, а помогает учащимся двигаться от одного этапа выполнения задания к другому, задавая подводящие вопросы: Зачем мы это делаем? Что получим в результате? Что именно нам нужно сделать? и т. д. в соответствии с этапами выполнения способа. В результате учащиеся, решая предметные задания, учатся ориентироваться на существенные стороны способа, содержащегося в этих заданиях.

Следующим этапом заседания была групповая работа, в ходе которой учителя знакомились с образцом обязательного итогового тестирования четвероклассников МЦКО. Тестирование состоит из двух частей. Первая — оценка сформированности познавательных УУД, а именно умений совершать логические и знаково-символические действия, действий по решению проблемы. Все задания даны на базе математики, русского языка и окружающего мира. Вторая часть направлена на диагностику читательских умений четвероклассников: искать ответы на вопросы, использую явно данную в тексте информацию, интерпретировать и обобщать информацию, формировать оценочные суждения, создавать собственные тексты, а также применять информацию из текстов для решения учебно-практических задач. Для выполнения заданий предоставлены художественный и научно-популярный тексты и иллюстрация. 

После выполнения диагностической работы учителя обозначили основные направления дальнейшей работы, отметили, что никаких трудностей по выполнению второй части тестирования возникнуть не должно. А относительно первой части решено написать письмо в Московский центр качества образования с критическими замечаниями, выявленными в ходе выполнения заданий.

В заключение заседания выступила заместитель директора школы Питинова Н. Н. с презентацией методики урока-исследования. Такие уроки могут быть созданы на материале любого предмета и являются мощным ресурсом формирования УУД. Ребенок в обыденной жизни проводит опыты, наблюдает, сравнивает, анализирует, обобщает, но делает это стихийно. Задача учителя — организовать этот процесс. Исследовательский метод обеспечивает такое построение учебного процесса, когда в его центре находится ребенок с его вопросами и интересами, а не учитель с готовым знанием.

Презентация «УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»