Формирующее оценивание


22.10.2015

Формирующее оценивание — это оценивание для обучения. Оно необходимо учителю и ученику для того, чтобы проводить диагностику процесса обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии. Оно позволяет внести в процесс обучения необходимые изменения. Благодаря соучастию в оценивании ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Кроме того, растёт их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность учителей, стремящихся помочь им стать успешными в учёбе. Ведь цель формирующего оценивания — улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным, это больше, чем маркировка.

Оценивание — это механизм, обеспечивающий педагога информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать обучение, находить наиболее эффективные его методы, а также мотивировать учеников более активно включиться в своё учение. Таким образом, ответом на вопрос — зачем мы оцениваем — будет звучать так: чтобы выяснить, достигнуты ли поставленные учебные цели.

Диагностическая работа.

—​ задания должны позволять фиксировать, прежде всего, операциональный состав действия;

—​ задания должны строиться так, чтобы по записи можно было восстановить ход решения; для этого можно использовать графико-символические средства, разработанные в совместной коллективной деятельности;

—​ за учеником должно сохраняться право оставлять под знаком вопроса некоторые задания и их решение;

—​ исправления в работе не должны рассматриваться как неаккуратное выполнение задания: по исправлениям можно обнаружить трудности ребенка, ход поиска решения; целесообразно прямо на листе с текстом работы иметь место для черновика, которое специально ребенком помечается;

—​ задания должны выполняться в классе в обстановке, не вызывающей беспокойства и напряжения у детей. Это должно достигаться малыми объемами заданий и созданием у детей установки на последующий качественный анализ результатов работы, проведение коррекции, а не на ожидание отметки в любой количественной форме (баллы, проценты). Учащийся должен быть сам заинтересован в таких формах работы с целью обнаружения ошибок и коррекции собственных знаний.

На основе результатов диагностической работы определяется индивидуальный (групповой) вектор дальнейшей коррекционной работы. Нет смысла проводить диагностическую работу, если после нее не следуют рекомендации для конкретного ученика. Количество заданий в работе должно быть достаточным для того, чтобы ученик смог выбрать те задания, которые ему необходимы для коррекции и проверки своих знаний и умений и для расширения своих возможностей в освоении того или иного учебного предмета.

В рамках выполнения самостоятельной работы организуется система занятий-консультаций, на которые учащиеся приходят по собственной инициативе (или инициативе родителей учащихся) с целью задать необходимые вопросы.

Таким образом, формирующее оценивание должно носить непрерывный характер продолжающегося процесса, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии, и быть ориентированным на все виды образовательных результатов (предметные, метапредметные и личностные).

Н.Н. Питинова

(по материалам семинара Воронцова АБ " Формирующее оценивание

как средство формирования контрольно-оценочной самостоятельности")