Основана в 1992 году
Частная школа «Золотое сечение»

СОТРУДНИЧЕСТВО. ДОВЕРИЕ. РАЗВИТИЕ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Наша школа - организатор городского семинара «Метапредметные умения: в поисках золотого сечения»


07.03.2016

Это открытое мероприятие — результат системного исследования эффективности различных педагогических технологий в области формирования таких способов деятельности, которые учащиеся смогут применять как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных задач.

Эти педагогические приоритеты были определены руководством «Золотого сечения» задолго до их декларации в Федеральном государственном стандарте последнего поколения. В течение нескольких лет экспериментальная деятельность педагогов направлялась и систематизировалась научными руководителями школы: Т.М. Ковалёвой, доктором педагогических наук, М.М. Миркес, кандидатом философских наук, Е.С. Романичевой, кандидатом педагогических наук, Н.С. Кузьменко, кандидатом педагогических наук. И сейчас назрела необходимость вынести полученные наблюдения и результаты педагогического поиска на обсуждение столичной педагогической общественности.

На приглашение принять участие в семинаре откликнулись известные педагогические коллективы Москвы, заинтересованные в поиске средств и методов достижения наиболее эффективных результатов обучения и воспитания: Новая гуманитарная школа, Ломоносовская школа, Финансово-экономическая школа, Международная английская школа, школа при Андреевском монастыре, «Юджин-центр», школы «Венда», «Ступени», «Радонеж», «Ника», «Лотос» и др.

Открыла семинар И.Б. Нефёдова, директор школы «Золотое сечение». Во вступительном слове она представила нашу школу. Научный руководитель школы Т.М. Ковалёва в своём докладе остановилась на проблеме измерения метапредметных и личностных результатов обучения.

Каждый участник семинара мог принять участие в работе одной из четырёх секций:

1. Секция «Стратегии чтения» (под руководством профессора Е.С. Романичевой)

Участники данной секции на практике знакомились с технологией «Чтение с остановками», решали текстовые задачи, предназначенные для уроков литературы, осваивали приёмы работы с текстами естественно-научного и гуманитарного циклов.

2. Секция «Формирование метапредметных умений учащихся на уроках русского языка в начальной школе» (под руководством доцента кафедры начального образования МИОО Н.С. Кузьменко)

Надежда Сергеевна подробно остановилась на поэтапном формировании УУД, заложенном в учебнике по русскому языку УМК «Гармония» с 1 по 4 класс, напомнила слушателям алгоритм организации деятельностного подхода в обучении, дала описание специально созданных проверочных работ по русскому языку, позволяющих проверить уровень сформированности у учащихся предметных и метапредметных умений.

В качестве практической иллюстрации к данной теме учитель начальной школы Анна Сергеевна Малышева представила для обсуждения видеозапись комбинированного урока обучения грамоте и письма в 1 классе на тему «Способы обозначения мягкости согласных на письме», а преподаватель средней школы Оксана Владимировна Иванова — фрагменты урока русского языка в 5 классе на тему «Чередующиеся гласные в корне».

3. Секция «Игры-стратегии на уроках математики в начальной и средней школе» (ведущие — педагоги школы «Золотое сечение» — Н.Н. Питинова, Е.Ю. Романова, М.В. Сарахман)

В первой части работы секции учителя объединились в две команды и стали реальными участниками стратегической игры-тренинга вычислительных навыков для учеников 1-4-ых классов. После трёх туров игры определился победитель, и педагоги смогли обсудить с ведущими все детали и тонкости организации подобных игр. Как формировать команды? Как вводить усложнения? Как вырабатывается стратегия команды? На каких этапах отменять использование круглых чисел, обратных действий, умножения на 0 и 1? Можно ли использовать такой тренинг как одну из форм внеклассных мероприятий? Как быть с медленно считающими детьми? Как организовать рефлексию по окончании игры?

Затем учитель математики Екатерина Юрьевна Романова рассказала о стратегической игре «Математический бой», которую она использует на уроках геометрии и показала видеофрагменты разных игровых этапов.

4. Секция «Effective strategies to develop study skills» (ведущая — зав.кафедрой иностранных языков школы — Н.А. Райт)

Собравшиеся в этой секции преподаватели иностранного языка обсуждали методические приёмы формирования у учащихся регулятивных метапредметных умений — целеполагания и рефлексии: «Helping students set learning goals» и «Learning through reflection».

Разделившись на две группы, участники составили письменную рефлексию в одной из предложенных им на выбор форм и обменялись своими текстами в группах. Так, например, одна из групп составила вот такое рефлексивное письмо, адресованное ведущей:

«Dear Ms Natalia!

We are writing to inform you, that at today’s workshop we have learnt the difference between the learning goals and outcomes, how to share the goals with the students, besides, we have developed the skills of helping our students to reflect on their learning. And we had fun!

Thank you very much!»

По окончании основной части, организаторы и гости фестиваля обменивались впечатлениями.

Алла Николаевна Жукова, «Юджин-центр» о секции «Стратегии чтения»: «Мне очень понравился сам подход к работе с текстом, так как ученик учится задавать вопросы к прочитанному, начинает невольно искать ответы на эти вопросы, задумывается, у него появляется мотивация внимательнее и глубже проникать в смысл текста. Филологическое знание универсально, тексты есть в любой области человеческих знаний: математические задачи, исторические материалы. Мне было очень интересно работать с текстом Майкла Гелприна «Свеча горела».

Наталья Николаевна Питинова, школа «Золотое сечение», организатор семинара, ведущий секции «Игры-стратегии на уроках математики в начальной и средней школе»: «Ощущения от работы у меня остались положительные. Считаю, что у нас все получилось. Это неудивительно, так как подготовка была проведена длительная и серьёзная. Как я и ожидала, атмосфера на семинаре царила творческая и благожелательная. Основной акцент мы сделали на актуальные задачи современного образования, что является животрепещущей темой, как для начинающих, так и для опытных педагогов».

Наталья Александровна Райт, зав.кафедрой иностранных языков школы «Золотое сечение», ведущая секции Effective strategies to develop study skills о подготовке к семинару: «Мы с преподавателями иностранного языка замахнулись на освещение подходов к формированию двух метапредметных умений: целеполагание и рефлексия. Мы изучали литературу по этой теме, включали найденные приёмы в свои открытые уроки, снимали фрагменты этих уроков на видео и обсуждали их. Сегодня на семинаре присутствует весь наш департамент английского языка в полном составе. Надеемся, что гостям было интересно все, что мы для них подготовили».

Светлана Рахманова, Анастасия Кириленко, Анастасия Михайлова, Ольга Песьякова, Татьяна Сорокина, студенты МИОО о работе секции «Формирование метапредметных умений учащихся на уроках русского языка в начальной школе»: «Мы специально выбрали эту секцию, чтобы ещё раз закрепить основные теоретические и практические подходы к формированию метапредметных умений в рамках уроков обучения грамоте и русского языка. Мы будем использовать полученные на семинаре знания и материалы для написания своих дипломных работ. Спасибо вам за новый опыт!».