Основана в 1992 году
Частная школа «Золотое сечение»

СОТРУДНИЧЕСТВО. ДОВЕРИЕ. РАЗВИТИЕ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Приемы, которые работают при обучении детей с особыми образовательными потребностями. Д.В.Голубева, зав. кафедрой английского языка в начальной школе


27.03.2018

Наверно каждый учитель, будь то учитель математики, русского языка, литературы или английского языка, мечтает о том, чтобы в его классе или группе учащихся были целеустремленные, любознательные, прилежные ученики с одинаковым уровнем знаний по его предмету. Что же происходит в действительности? Практически в каждом классе и группе встречаются дети, которым трудно долго удерживать внимание или сидеть на одном месте; дети с социальными, эмоциональными и поведенческими трудностями; дети с нарушением речевого развития; дети, которым трудно дается чтение и письмо; в некоторых классах и группах встречаются дети с явными или латентными признаками дислексии, диспраксии или аутизма. Знаем ли мы, учителя, о чем это и что с этим делать? На мой взгляд, очень важно учитывать перечисленные особенности учащихся при обучении детей с особыми образовательными потребностями. 

Столкнувшись с очередным ребенком с явными признаками дислексии и расстроившись из-за регулярных низких результатов в письменных работах (несмотря на то, что было выполнено огромное количество заданий на отработку изученного материала), я стала искать семинары и курсы, которые помогли бы мне разобраться не только с тем, как учить детей с дислексией, а как работать с детьми с особыми образовательными потребностями. Для всех учителей, владеющих английским языком, рекомендую онлайн-курс Британского Совета “Teaching English To Learners With Special Educational Needs”. Я прошла данный курс и применила на своих уроках многие приемы, приведу примеры самых интересных и продуктивных из своего опыта.
Если в Вашем классе есть ребенок с дислексией, не расстраивайтесь, возможно, однажды он станет успешным и известным, как дислексики Пабло Пикассо, Бил Гейтс и Дэниэл Рэдклифф, в том числе благодаря Вашим усилиям, приложенным в процессе обучения. Но как же помочь своему ученику с дислексией хорошо справиться с письменной работой или чтением?
На своих уроках английского языка я попробовала прием BROGY, который помог ребенку справиться с выстраиванием последовательностей и логических связей, порядком слов в предложении. В чем он заключается: каждая буква в слове BROGY означает свой цвет — синий, красный, оранжевый, зеленый и желтый соответственно. На отдельных карточках написаны слова разных частей речи разных цветов (каждая часть речь обозначена своим цветом). Задача учащегося — составить предложения, используя разные карточки, выстраивая их в правильном порядке, согласно цветовой гамме слова BROGY. Так, например, мой учащийся составил следующее предложение: Our red fox could run. Учащимся с дислексией намного проще составлять и читать предложения, опираясь на BROGY. В то же время они отрабатывают порядок слов в предложении, и со временем построение предложений не вызывает у них трудностей.

У каждого человека есть так называемый «визуальный словарь», такие слова мы узнаем с первого взгляда, это очень важно в английском языке, поскольку в нем много слов, которые пишутся и читаются абсолютно по-разному. У дислексиков же этот словарь скудный, поэтому они могут читать одно и то же слово в одном предложении, будто каждый раз видят его впервые в жизни. Они теряют время и силы на прочтение слова, теряя смысл прочитанного. Важно помочь дислексикам расширить их визуальный словарь, в этом может помочь техника выделения букв в слове разными цветами, например, слово “island” намного проще прочесть дислексику в таком виде island. Многие дети с дислексией испытывают трудности с чтением, поскольку они видят текст размытым, буквы расплывающимися, они теряют строчки и слова. В таком случае, можно поиграть с цветом шрифта и фоном текста (наиболее благоприятные голубой, желтый и розовый). 

На самом деле, полезных стратегий и приемов работы с детьми с особыми образовательными особенностями очень много. К тому же, они будут всегда полезны для всей группы или класса в целом. Самыми продуктивными приемами на моих уроках были следующие:

  • Представление инструкций по одной, отображение инструкций/плана урока на доске; 
  • Визуальные подсказки (картинки, mind maps, wall charts); 
  • Приемы/жесты для начала и конца выполнения заданий (3 раза похлопать в ладоши — учащиеся должны посмотреть на учителя; поднятая рука учителя — учащиеся поднимают руку и перестают говорить); 
  • Четкий лимит на выполнение задания, учитель предупреждает учащихся заранее (осталось 3 мин., 2 мин.); 
  • “Worry box” — учащиеся могут анонимно писать вопросы или то, что их беспокоит в специальную коробочку; 
  • Позитивные команды — вместо команды «Не вертись, не смотри на соседа» — использовать «Посмотри на доску»; 
  • Давать учащимся возможность по-разному отвечать на вопрос (кто-то пишет на мини-досках, кто-то составляет краткий план ответа, кто-то рисует ответ); 
  • Thumbs Up/ Thumbs Down (в течение урока проверять, всё ли понятно, учащиеся могут показывать, закрыв глаза); 
  • “Circle Time” — учащиеся сидят в кругу, передают любой предмет. Говорить может только ребенок с предметом в руках; 
  • Помогать учащимся учитывать deadlines (система «светофора» — зеленый «работаешь хорошо», желтый «торопись», красный «ты должен закончить сейчас»); 
  • KWL (таблица — что я знаю “I know”), что хочу узнать “I want to know”, что я сегодня узнал “I learnt”).