Тема урока «Величины. Масса.» Математика 1 класс. Г.И.Якубович, учитель математики


01.10.2018

1. Гимнастика

2. Устный счет
Дети по очереди выходят к доске, называют значение выражения, которое зачитывает учитель и записывают возле ответа нужную букву. Получается слово «Величина».

3. Обсуждение
— Что такое величина? (Это такое свойство фигуры. Которое можно измерить и сравнить с помощью знаков больше, меньше, равно).
— Какие величины вы знаете? (длина, ширина, температура, время, объем, скорость, масса).
— Какую величину мы научились измерять? (Длину)
— В каких единицах мы ее измеряли? (В сантиметрах).

4. Введение темы урока
— Чтобы узнать, какую величину мы будем изучать сегодня, я прошу вас посмотреть на эти баночки. Они чем-нибудь отличаются? (Нет)
— Я приглашаю сюда выйти нескольких экспертов, которые подержат баночки в руках и ответят нам, отличаются ли они каким-нибудь свойством? (Массой)
— Как это определить точнее? (Измерить с помощью весов)
— Я приглашаю сюда выйти 2 экспертов, которые определят с помощью весов, какой предмет тяжелее.

5. Слайд
Весы бывают совершенно разные. Ими можно измерить и очень маленькие вещи и очень крупные. Сейчас все больше используют электронные весы.

6. Деление на группы
— Мы тоже сегодня будем работать с весами. Но для этого мы разделимся на пары. Каждый из вас получил карточку. На некоторых карточках написаны выражения, а на других значения этих выражений. Вам нужно найти свою пару и подойти к эксперту. После этого те пары, у которых записаны суммы, садятся на правый ряд, а разности — на левый.

7. Правила работы в группах
Итак, мы разбились на группы. Как нужно работать в группах?

  • Смотреть друг на друга 
  • Называть друг друга по имени. 
  • Помогать друг другу. 
  • Говорить вполголоса. 
  • Внимательно слушать друг друга.

8. Знакомство с весами
— Каждая группа получила весы. Давайте рассмотрим, как они устроены.
— Найдите в своих коробочках 2 одинаковых предмета. Положите их на 2 чаши весов. Что вы заметили? Какой можно сделать вывод? (Если чашечки весов находятся на одном уровне, то массы предметов равны)
— Теперь положите на чаши разные предметы. Что вы заметили? Какой можно сделать вывод? (Если предмет тяжелее, то чаша весов опускается ниже, чем у более легкого предмета)

9. Постановка задачи
— Ребята, сидящие в левом ряду, положите перед собой 3 предмета (бабочку, ластик, магнит). Ребята, сидящие в левом ряду, положите перед собой 3 предмета: бабочку, ластик, магнит и плитку. (На доску вывешиваются таблички с названиями предметов)
— Вам нужно при помощи весов определить, какой предмет самый легкий, какой чуть тяжелее и т.д. до самого тяжелого. У вас есть таблица, которую нужно заполнить. (На доске появляется слайд). В таблице нужно записать названия предметов в порядке возрастания массы — от самого легкого до самого тяжелого).
— Вам нужно договориться, кто из вас будет записывать названия предметов в таблицу, а кто потом рассказывать о том, как вы работали и какие результаты получили.

10. Практическая работа и обсуждение результатов
Дети зачитывают свои цепочки, а учитель вывешивает названия предметов в названной последовательности.
— Расскажите, каким способом вы действовали. (Сравниваем методы работы каждой группы).
— Какому ряду было проще — тем, кто сравнивал 3 предмета или 4 предмета? (3 предмета).
— Можно ли как-то иначе решить задачу и расставить предметы по возрастанию массы? (Можно посчитать массу каждого предмета в оранжевых кубиках, которые есть у нас в коробочках и сравнить количество этих кубиков)

11. Постановка новой задачи
— Итак, если масса — это величина, то ее можно измерять. Как измерить массу предмета в оранжевых кубиках. (На одну чашу весов кладем предмет, на другую столько кубиков, чтобы его уравновесить. Записываем количество кубиков в таблицу рядом с названием предмета)
— Измерьте массу каждого предмета в кубиках и заполните таблицу. Обсудите, кто теперь будет вести записи. А кто рассказывать о результатах.

12. Обсуждение результатов
— Сравните полученные результаты с теми, что вы получили, сравнивая предметы по массе.
— Какой способ показался вам удобнее: сравнивать предметы по массе друг с другом или выражать их массу в кубиках и сравнивать количество кубиков?

13. Рефлексия
— Что было самым трудным при работе в паре?
— Какое открытие вы для себя сделали?

14. Слайд. Введение килограмма
Люди всегда искали мерку, которой можно измерять предметы. Нужно было выбрать одну общую мерку.
-Знаете ли вы, в чем измеряют массу в России? (килограмм).
Для того, чтобы взвесить такой большой предмет, нужны большие весы. Как вы думаете, как продавец будет отмерять ровно 1 кг? (Он использует гирю в 1 кг на одной чаше весов, а на другую чашу кладет предмет)
-Используют для этого и весы — безмен. Я приглашаю сюда несколько экспертов, которые при помощи безмена взвесят мешок с крупой.
— Килограмм — это крупная единица измерения массы. А знаете ли вы более мелкую единицу (грамм).

15. Работа по учебникам
С. 6 № 1, 2
С. 7 № 4,5

16. Подведение итогов урока
— Итак, какую величину мы сегодня изучали?
— В каких единицах люди договорились измерять массу предметов?
— Как называется прибор, с помощью которого измеряют массу? (Весы)