Основана в 1992 году
Частная школа «Золотое сечение»

СОТРУДНИЧЕСТВО. ДОВЕРИЕ. РАЗВИТИЕ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

10-14 февраля


17.02.2014

ПОЕЗДКА В АЛЕКСАНДРОВСКУЮ СЛОБОДУ
    12 февраля  наш центр был на экскурсии в Александровской слободе.
Больше всего мне понравилось разыгрывать фрагмент из прошлого – русскую свадьбу. Я раньше и не знала, как сватались в древности на Руси. Мы разыграли все по ролям: у нас были жених, сваха, матушка и, конечно, невеста.
Все мы были одеты в роскошные и  по-особенному пахнущие сарафаны. Казалось, это запах самой древности! А какие у нас шарфы! У меня просто нет слов, чтобы описать их! Наш спектакль начинался с того, что в дом пожаловали сваха и жених. Матушка сначала не хотела отдавать свою дочь замуж, и сваха расхваливала жениха как могла: и про ум, и про красоту, и про богатства его говорила. И вскоре матушка согласилась. Правда, до этого она спросила дочь, хочет ли та выходить замуж. По тем временам это было не совсем обычным явлением: ведь родители выдавали своих дочерей замуж, за кого сами хотели, часто даже не спрашивая их согласия. Дочь согласилась. Этим закончился наш спектакль.
    Еще мне понравилось, когда нам показывали, какие раньше были женские комнаты. Это удивительно! Здесь уже речь шла о быте богатых и знатных женщин. Нам рассказывали о костюмах и платьях, в которых знатные дворянские девушки ходили на балы. Нам показали корсеты; по-моему, носить такое – сущая пытка! Но ведь без корсетов нельзя было появляться на балу. Как и без веера. Веер – тоже необходимый аксессуар. И что интересно: у женщин был придуман особый «знаковый» язык – язык  веера. С помощью этого «тайного» языка девушки могли общаться со своими кавалерами. Например, полностью открытый веер означал, что женщина влюбилась, раскрытая половина веера означала, что кавалер ей симпатичен, а если был виден совсем маленький кусочек, то это означало, что дама была равнодушна к кавалеру. Не думаю, что с помощью этого языка можно передать всю гамму чувств, но все же язык веера очень красив!
                                          Мария Минасбекян
    Мне больше всего запомнилось, как мы разыграли сватовство. Я вообще в любой экскурсии больше всего люблю игровые моменты.  Невестой выбрали Катю Смит, на нее одели красный сарафан, а на голову повязали красную ленту, как символ того, что она не замужем. Женихом выбрали Руслана Ползикова, на него одели рубаху, пояс, а на голову он надел праздничную шляпу с гвоздикой. Свататься от него должна была прийти сваха, ей была Лиза Ковальчук. На нее одели голубой сарафан, а на голову по-праздничному повязали платок под подбородком.  Сваха должна была прийти посвататься к матушке, ей была я, на меня одели длинную серую юбку, красный фартук и платок, но повязали его не празднично, а по-домашнему.
    После того, как сваха с матушкой поговорили, после того, как сваха нахваливала жениха, пришел черед невесте решать, пойдет она за жениха замуж или нет.
    Невеста была девушкой стеснительной, и непонятно было,  хочет она замуж или нет, тогда сваха делала круг на полу из веревки. Если невеста встанет в круг, значит, она согласна.
    Потом она должна была поднять веревку и отдать ее жениху.
    Если он повяжет ее на пояс поверх своего пояса, это значит, что в семье будет равноправие, если на шею-хомут, это значит, что в семье будет хозяйкой невеста. Если сожмет в кулаке - тяжко невесте придется, будет у нее ревнивый муж, тиран и деспот.
         Вот о чем могут рассказать старые и добрые традиции русской свадьбы. Жаль, что теперь многое уже забылось! Ведь память истории – это и наша память. Я думаю, что важно каждому знать и сохранять старые русские традиции и обряды.
                                    Алиса Сухонина

    В среду 12 февраля мы с седьмым центром ездили в город  Александров, где расположена знаменитая даже за пределами нашей страны Александровская слобода. В слободе мы увидели много древних архитектурных памятников, боярские палаты, комнаты которых повторяют убранство того далекого, почти сказочного времени, и несколько храмов.
    Из всего увиденного больше всего меня поразила камера пыток, где пытали преступников или наказывали провинившихся. Жестоко? Конечно! Но Средневековье там и отличалось от более гуманных времен эпохи Возрождения. И русское Средневековье, к сожалению, не было исключением из общего правила.
     Экскурсовод подробно рассказала нам о том, как проходили пытки. Человеку связывали ноги и руки. Ноги привязывали к одному концу машины, а руки привязывали за спиной к голове, и палач тянул веревку, в то время как человеку выворачивали суставы. Но пытка на этом не заканчивалась, потому что это была только первая ее часть. Вторая часть пытки была еще более болезненной. Если по завершении пытки виновный говорил правду, то его отпускали, а если же начинал «мямлить» и путаться в словах, то пытку начинали заново. Повинившихся же просто заковывали в колодки и оставляли на глазах у людей на день-два. Вот такие вот пытки были в Слободе.
                                    Николай Кублицкий

         Мне очень понравилась экскурсия в Александровскую слободу. Там было много всего интересного, но больше всего мне понравилась комната бояр. Это был совершенно особенным образом устроенный зал для приемов и пиршеств. Залы были широкими и вместительными: ведь здесь предполагалось устроить танцы, поставить роскошно накрытые столы. Я узнал, что бояре развлекали себя тем, что слушали музыку, пили чай с пряниками и устраивали балы. Музыка тоже была необычной. Например, во времена Ивана Грозного бояр на пирах развлекали («тешили») скоморохи или гусляры, которые исполняли протяжные, часто трогательные духовные песни под аккомпанемент гуслей. После Петра 1 появилась уже более понятная нам музыка и более профессиональные музыканты. На балу должно быть все продумано. К ним была очень трудная подготовка. С раннего возраста девушки обучались языку веера и искусству одеваться на бал. Язык веера был нужен для того, чтобы женщина, не говоря ни слова, могла показать свое отношение к кавалерам. Да и сложные бальные танцы петровских времен требовали определенной подготовки!
                                    Денис Тульчинский
    Недавно мы с центром побывали на экскурсии в Александровской слободе. Мы посетили больничный корпус, пыточный подвал,  церковь, палаты,  домовый храм Ивана Грозного. Мне понравилось в храме и в больничном корпусе. В храме был очень высокий расписной потолочный свод. Когда смотришь высоко под купол, кажется, что и мысли твои, и душа твоя взлетают высоко, к самому куполу. По преданию, в этом храме произошло страшное событие: именно там, в храме, Иван Грозный убил своего сына. В больничном корпусе были три комнаты: первая - мужская, вторая - женская, третья - общий зал. Конечно, медицина была развита вовсе не так хорошо, как сейчас. В основном, лечили травами и еще баней. Но ведь и люди в древности были крепче, закалённее!
    В зале сначала было чаепитие под звуки физгармонии (это такой старинный инструмент, обладающий удивительным звуком, не похожим ни на один из современных музыкальных инструментов), затем начинался бал. Потом мы перешли в трапезную. Трапезная была обставлена во вкусе того времени. Там на стенах горели свечи, лавки и столы были обтянуты красной тканью. Звучали церковные песнопения. Все это помогло нам живо представить себе ту далекую эпоху.
    Константин  Щербань