Основана в 1992 году
Частная школа «Золотое сечение»

СОТРУДНИЧЕСТВО. ДОВЕРИЕ. РАЗВИТИЕ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

«Мальчик у Христа на елке»


26.12.2014

22 декабря на уроке литературы в 5 классе мы показали литературный спектакль «Мальчик у Христа на елке». В нем участвовали: Алекс Лавриненко, Саша Клейменова, Муслим Гусейнов, Марина Волкова, Егор Мисаилов и я, Максим Попадюк.

Вел занятие Антон Александрович Ткаченко — идейный вдохновитель нашей театральной постановки. Начался урок с рассказа о великом писателе Федоре Михайловиче Достоевском — авторе поставленного нами рассказа. Писатель Золотого века русской литературы, который, как оказалось, написал несколько великих романов. Если честно, то до наших репетиций я ничего не знал о Ф. М. Достоевском и думал, что он скучный писатель. 

Но уже на первой «читке» рассказа, которая состоялась на осенних каникулах, я понял, что руке этого мастера принадлежат глубокие философские вещи. При первом чтении «Мальчика у Христа на елке» я сразу понял, что автор соучастник этих событий. Он как будто видел это все, проживал вместе с героем. А может, это был его близкий и родной человек? Автор признаётся в самом начале произведения, что сам не понимает, почему решил написать такой маленький рассказ. До этого он писал только большие романы. Но в этом маленьком тексте ему удалось уместить столько смыслов и идей, что он может «дать фору» любому роману. 

Через некоторое время мы начали работать со словом. Мы искали в тексте своего героя, думали, кем же мог быть для нас этот мальчик, размышляли над тем, какой тип характера изобразить на сцене: кто-то мыслитель, кто-то циник, кто-то мудрый наблюдатель и т. д. Мы учились выговаривать слова и выбирали правильные интонации.

Самым интересным оказалось создание спектакля. Работали над интонацией каждого слова и шороха, даже паузу мы пытались наполнить смыслом. Мы превращали наши реплики в действие. Создавали мизансцены. Репетировали индивидуальные и парные монологи. Через месяц из разных кусочков у нас сложился спектакль. Работа проделана была большая, но, проведя прогон спектакля, мы поняли, что по времени он длится всего 15 минут. 

Но за эти 15 минут на сцене мы старались передать все чувства, которые испытываем мы при чтении рассказа, старались отразить идею автора в нашей постановке через наши действия и слово. В конце я пришел к выводу, что спектакль, несмотря на смерть главного героя в конце, — радостный, но радость эта приходит сквозь грусть и препятствия. Мальчик умер, но оказался у Христа на елке, в другом мире ему оказалось лучше. Там, где его мама. Случилось чудо. Такое восприятие мира характерно для людей XIX века. 

Более того, это рождественский рассказ, который заставляет задуматься об одиночестве, о жизни и смерти, о добре и зле. И я надеюсь, что показанная нами 5 классам постановка помогла разобраться в этих вопросах, заставила задуматься над важными вопросами бытия.
После показа мы рассуждали вместе с пятиклассниками на все темы, поднятые в спектакле, они задавали вопросы и пытались ответить на те, которые мы поставили в спектакле. Рождественский урок свершился! Надеюсь, что каждый ушел из зала с хорошей мыслью.
Спасибо всем создателям литературного спектакля «Мальчик у Христа на елке»! С Рождеством всех!

Максим Попадюк

Три месяца репетиций прошли не зря. Именно столько мы готовили эту постановку. Мы очень много трудились и старались, чтобы спектакль получился качественным и интересным.   

Во время репетиций у нас была хорошая и добрая атмосфера, в которой хотелось помогать друг другу, поддерживать, подсказывать, подталкивать.... Сам текст рассказа Достоевского к этому располагал. Поэтому на репетиции мы ходили с удовольствием. Ближе к выпуску каждый знал текст целиком и готов был подхватить любого, кто иногда пропускал репетиции.   

Предпремьерный показ мы сделали на уроке литературы в 5 классе, а премьеру показали для своих родителей и одноклассников 24 декабря. В самом начале я немного волновался и нервничал, но потом я понял, что со мной мои друзья, которые волнуются не меньше меня и мы должны друг друга поддерживать, и, если я провалюсь, меня обязательно поддержат. С этими мыслями я стал работать лучше, чем на репетициях. А после показа мне впервые в жизни подарили цветы. Мне было очень приятно.
Спектакль получился замечательным. Я надеюсь, что многие смогут его посмотреть. В него мы вложили всю свою душу!

Муслим Гусейнов

Вот наконец мы показали спектакль «Мальчик у Христа на елке». Ощущения только положительные. Кажется, всем спектакль понравился. В конце нам дарили цветы и много аплодировали. Это было довольно приятно.   

Особое внимание я обратила на обсуждение этого рассказа Федора Михайловича Достоевского пятиклассниками. Ребята высказывали довольно интересные мысли.   

Вспоминается сейчас самый волнующий момент, когда мы стояли за кулисами и ждали выхода на сцену. Но как только мы включились в работу — волнение исчезло.   

Показ прошел хорошо. Серьезных ошибок не было. Но впереди премьера! Удачи нам!   

Марина Волкова

Перед самым-самым началом мне было жутко страшно, я немного волновалась. Но как только я оказалась на сцене, мое волнение мгновенно улетучилось. Я играла на полную мощность и старалась держать заданный спектаклю тон. Но во время спектакля случались разные непредвиденные обстоятельства. Например, не зажигалась в нужный момент свечка, а потом потухала до нужного нам момента. Но эти мелочи были настолько незначительны, что не помешали нам отыграть постановку до конца.
В целом, я считаю, мы справились с задачей! Получилось довольно неплохо. Мы работали, как один организм, чувствуя дыхание и движение друг друга. Даже звукорежиссер Паша Виноградов нам помогал, сидя за компьютером. Он освоил все всего за две репетиции. Меня радовало то, что мы друг друга поддерживали и у нас получилась настоящая команда. А зрители в зале нас слушали очень внимательно и пытались уловить каждое наше слово, каждый наш жест. Это было приятно!

Александра Клейменова

В нашем центре состоялась премьера литературного спектакля «Мальчик у Христа на елке» по рассказу Ф. М. Достоевского.   

Есть такой театральный жанр как литературный спектакль. Что это такое? Это, в первую очередь, работа со словом. Как это выглядит? Артисты кропотливо и «въедливо» работают с каждым словом рассказа и пытаются переделать прозу в театральный текст с помощью различных сценических приемов. Именно такой спектакль мы подготовили наше командой (Макс, Егор, Марина, Муслим, Саша) и показали в декабре. Всем зрителям очень понравилось.   

В чем же секрет успешного показа? Конечно, это изнурительные репетиции, на них тебя как будто выжимают, вернее, выжимают из тебя все соки актера, которые в тебе есть. И что же получается из этих соков? Впечатляющий коктейль с особенным вкусом, отличающийся от всех других. Кем сложнее всего быть в этом показе? Конечно, режиссером. Он как технолог смотрит за тем, сколько и чего надо добавить, именно с него начинается процесс, именно им он и заканчивается. После спектакля всегда есть разбор с постановщиками спектакля.   

А как ведет себя актер на сцене? Естественно, волнуется. Он волнуется, потому что на репетиции нет зрителей в зале, а когда на тебя смотрит человек 30, то ты волей-неволей начинаешь волноваться. Порой ты не понимаешь, что происходит на сцене, а просто ходишь и произносишь слова. Но зритель всегда поддерживает, и его отдача важна и нужна артисту.   

Такой спектакль мы ставили в нашем центре впервые. У нас не было главных ролей, мы искали каждый себя в этом рассказе, читали иногда хором. Все это необычно!   

Алекс Лавриненко

Это был по-настоящему чудесный спектакль! Очень глубокий и трогательный. Очень современный и светлый. Очень печальный и радостный.   

Интересным показалось соединение текста Ф. М. Достоевского с современным видеорядом на экране. Это не просто, на мой взгляд, стремление показать актуальность рассказа в наши дни — лица актеров на экране передали всю глубину понимания ими будущего спектакля. Смена выражений лиц, чувства, эмоции, выражение глаз — все указывало на движение сюжета в спектакле. Движение от скорби — к радости, от одиночества — к единению, из тьмы — к свету. Удивительно, как смогли наши начинающие актеры показать чувства без слов, одними глазами, одними полуулыбками.   

Сам спектакль получился динамичным и многоплановым. Актерам с помощью интересных режиссерских задумок удалось донести до зрителей сложную символику мировоззрения автора. Очень ярким показался образ свечи и никак не желающей загораться спички. Это не только литературная отсылка к Г. Х. Андерсену, но и очень важная для самого Достоевского мысль о том, как трудно подчас зажечь свет в своей жизни, как трудно следовать за ним, трудно, но необходимо.   

В постановке удалось передать и знаменитую полифонию в произведениях Ф. М. Достоевского. Голоса актеров, голос автора, голос скрипки, голоса света и тени звучали вполне различимо для зрителя, вели каждый свою партию, не нарушая при этом общей мелодии, гармонии повествования, но вплетаясь в нее, создавая сложную сюжетную канву.   

Очень хотелось бы сказать несколько слов об актерском мастерстве. Действительно, для такого произведения чрезвычайно сложно найти верный тон, не впасть в излишнюю сентиментальность. Мне кажется, что актерам это вполне удалось. Удивительная декламация Марины Волковой (вся — чувство, вся — нежность, вся — боль, порыв) контрастировала с подчеркнуто-холодным, отстраненным голосом Максима Попадюка, и на этом контрасте возникало то трагическое ощущение, которого, на мой взгляд, и добивался автор. Обратили на себя внимание Муслим Гусейнов и Александр Лавриненко, которые не просто произносили с тем или иным выражением заученный заранее текст, но, казалось, с каждым словом обращались напрямую к зрителю. (Не будем забывать, что основной целью «Дневника писателя», в который и входит рассказ «Мальчик у Христа на елке», было именно пробудить в душах читателей сострадание и желание творить добро в этом холодном и неприветливом городе, мире...) Чтение Егора Мисаилова и Александры Клейменовой также показало глубокое «вживание» в авторский текст, продумывание и принятие авторского замысла, поэтому каждое слово Достоевского, произнесенное ими со сцены, звучало как их собственное.   

Не стоит обращать внимания на мелкие недостатки и шероховатости, поскольку они ни в коей мере не нарушили основной идеи рассказа. Действительно, практически во всех произведениях Ф. М. Достоевского в финале загорается свет, к которому и стремятся всей душой, всеми помышлениями его положительные герои. И в финале спектакля 7-го центра такой призывный свет зажегся вполне отчетливо и монологически.   

Наталия Олеговна Савина, учитель русского языка и литературы