Основана в 1992 году
Частная школа «Золотое сечение»

СОТРУДНИЧЕСТВО. ДОВЕРИЕ. РАЗВИТИЕ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Театральный абонемент. «Евгений Онегин». Взгляд десятиклассников


27.09.2015

Евгений Онегин

«Евгений Онегин» в постановке Римаса Туминаса — это спектакль, который никого не оставляет равнодушным. Им можно вдохновиться и восхититься, а можно не понять, не одобрить и даже в чем-то осудить режиссера. Но не оставить воспоминаний, эмоций и отпечатка в душе этот спектакль не может. 

Собственно, что это за постановка и чем она необычна? А необычна она тем, как режиссер показал всем нам знакомых персонажей — он сумел увидеть не людей, а их души. Существуют «принятые» образы героев этого романа: молодой, эгоистичный Онегин, Татьяна, которая «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива», глупая Ольга, юный, вспыльчивый Ленский и так далее. Этот спектакль заставляет посмотреть на них иначе, совсем не так, как мы привыкли видеть. Как же показал их Римас Туминас?

Онегин. Когда я смотрела этот спектакль, то сразу обратила внимание на то, что Онегиных почему-то двое: один молодой, а другой уже старый. Нередко они сменяли друг друга в монологах: некоторое время говорит первый, а затем его «вытесняет» второй. Если обратить внимание на те части монологов, которые зачитывал второй герой, то можно понять, что имел в виду режиссер: это были слова опытного, многое пережившего человека, даже не зрелого, а именно старого. И ведь это действительно так: Онегин, конечно, еще совсем молод, в конце романа ему всего лишь 26 лет, но он — человек, который хорошо знает жизнь. Как это печально: в столь юном возрасте знать горькую правду о многих вещах и напоминать старика, многое повидавшего!

Татьяна. Пожалуй, самый вызывающий и необычный образ в спектакле. В самом начале она показана тихой, стеснительной девушкой, читающей роман. Но вот она влюбляется в Онегина и становится совершенно другой: порывистой в словах и движениях, излишне эмоциональной, кричащей о своих чувствах. Казалось бы, это «неправильная» Татьяна — где это видано, чтобы девушка, полная противоположность Ольги, так себя вела? Но на сцене показаны не классические образы персонажей, а их «души». Давайте задумаемся: неужели Татьяна оставалась такой же холодной и стеснительной, когда влюбилась? Тогда бы она не написала письмо Онегину, ведь в то время это считалось верхом неприличия. Если бы об этом узнали в обществе, она бы навсегда утратила свой авторитет. Неужели холодная девушка решилась бы на этот отчаянный, неблагоразумный шаг? А если внимательно прочитать письмо, то можно заметить, что все оно состоит из душевных порывов: в начале письма Татьяна пыталась оставаться холодной, но далее... Сколько чувств, переживаний, надежды, страданий читается в каждом слове письма. Неужели после этого Татьяну можно изображать холодной? Возможно, только внешне, но что творилось у нее в душе! Идея спектакля как раз и состояла в том, чтобы эту душу показать. Я понимаю, что немногие одобрили такое видение героини, но я разгадала, зачем это сделано, и это помогло мне взглянуть на Татьяну совершенно по-новому: до этого я не могла представить ее такой и видела лишь в образе вечно холодной, тихой девушки.

Ленский и Ольга. Мне особенно понравилось, как изобразили их отношения: романтичный Ленский и хохотушка Ольга, неразлучная со своим с аккордеоном. Они ходили вместе, пели забавную песенку и были показаны как прекрасная пара. Но, несмотря на это, видно, что отношения их будут недолговечными, так — мимолетная увлеченность. Ленских, кстати говоря, тоже было двое, и тут уже дело не в опыте — его у него не так много, как у Онегина. Владимир — поэт. А поэты, даже если они еще совсем юны и неопытны, — личности многогранные, глубокие. Плюс ко всему, в Ленском есть немало от очень молодого Пушкина. Может быть поэтому, актер, играющий его, был не один. Любопытно, что перед смертью Ленский был обнажен по пояс. Быть может, это еще один отсыл к замыслу режиссера: открытая, обнаженная душа поэта предстала перед Богом.

Отдельное внимание хочу уделить некоторым «мелочам»: например, сзади на сцене находилось зеркало, и все, что происходило, отображалось в нем: герои, их души, переживания. Еще в спектакле часто повторялась сцена урока танцев, и я поняла, что так был показан путь в высший свет юных девушек того времени. Сначала — уроки танцев, затем девушки отправляются на ярмарку невест, потом по велению московской моды им обрезают косы, и, наконец, выдают замуж. И эти сцены «раскиданы» по всему спектаклю. Но вот такая хронологическая последовательность неизменна.

Не могу не уделить внимание музыкальному сопровождению: в основном это была «Старинная французская песенка» Чайковского. Какое отношение имеет композитор второй половины 19 века к Пушкину? Я думаю, акцент сделан именно на то, что песенка — французская (дань французской моде и воспитанию первой половины 19 века). Правда, в исконном варианте она звучала лишь в редких случаях: в основном мы слышали аранжировку, кстати, очень неплохую.

Немногие спектакли можно анализировать таким образом. И этим мне понравилась постановка «Евгения Онегина»- глубокая, сильная, удивительная. Она действительно помогла мне взглянуть на роман по-новому. Этот спектакль — событие, и его смело можно назвать легендарным. Я не думаю, что когда-либо забуду его.

Анна Рождественская


Я не жалею о том, что согласилась пойти на спектакль «Евгений Онегин», поставленный в театре им. Е. Вахтангова. Сама постановка неоднозначна: люди, не привыкшие видеть и принимать новшества, которые режиссёр внёс в спектакль, не раскрыли бы всей его сути.

Нестандартный подход режиссёра заставил меня взглянуть на роман с другой стороны. Было много вещей, над которыми стоило задуматься, например, «раздвоенность» Онегина и Ленского, или почему в качестве музыкального сопровождения была выбрана «Старинная французская песенка» П.И.Чайковского, а танцмейстера и няню Татьяны играла одна и та же актриса (Л. Максакова)?

Стоит отметить актёрскую игру, которая, бесспорно, была на высоте. Ярко выраженное душевное состояние главных героев, в частности Татьяны, и, конечно, хореография никого не оставили равнодушным. Сцена, где героиня признаётся няне в любви к Онегину, на мой взгляд, была самой яркой, в ней чувствовался накал чувств, эмоций.

Зритель не устаёт от таких сюжетных «добавлений» режиссёра, как песни в честь именин Татьяны, заяц, внезапно выбежавший во время путешествия в Москву на ярмарку невест и многих других, слегка ироничных сцен, которые совсем не портили классику, а удачно дополняли её.

В целом всё сделано качественно и достойно просмотра.

Алиса Цанава