Основана в 1992 году
Частная школа «Золотое сечение»

СОТРУДНИЧЕСТВО. ДОВЕРИЕ. РАЗВИТИЕ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

И все-таки Дубровский...


22.01.2013

(о новогоднем спектакле 6 класса)

Мы так часто слышим фразу о том, что современные дети интересуются только компьютерными играми и интернетом, что они очень мало читают, а если и интересуются литературой, то какой угодно, только не классической. Русская классика неактуальна для наших детей, непонятна, следовательно, неинтересна. Новогодний спектакль, поставленный учениками 6 класса, является, на мой взгляд, хорошим опровержением этого расхожего мнения.

Ребята не только прочитали роман А.С.Пушкина, не только с интересом обсуждали его на уроках литературы, но увлеклись его сюжетом настолько, что написали сценарий и поставили под руководством Людмилы Дмитриевны интересный спектакль. Сразу хотелось бы отметить, что сценарий, написанный Агриппиной Мещеряковой – это не просто сокращение романа для удобства постановки его на сцене, но действительно измененное, по-своему переосмысленное, переработанное произведение. Замена некоторых героев романа (Троекурова, Шабашкина и некоторых эпизодических персонажей) женскими образами сделало постановку более «дамской», более красочной (прекрасные костюмы), более, на мой взгляд, актуальной. На первый план выдвинулась проблема женского самовластья, самолюбия, любви к сплетням и самолюбования.

Начинался спектакль с исполнения Анитой Кобзон романса. Нежное пение настроило зрителей на лирический лад.

В отличие от романа А.С.Пушкина, «настоящим» героем коего является, как известно, Владимир Дубровский, центральная роль в спектакле шестиклассников, безусловно, принадлежала генеральше Троекуровой, роль которой исполняла Груня Мещерякова. Влиятельная помещица - не просто взбалмошная и гордая бабенка, она – тот оракул, ко мнению которого с трепетом прислушиваются окружающие, от прихоти которого зависят их судьбы. Исполнительница главной роли играла настолько ярко и правдиво, что ее не могли сбить даже незначительные «накладки» по ходу пьесы. «Сашка! – гневно кричит генеральша. – Сашка, пойди сюда!» Сашка не появляется… «Где же этот несносный мальчишка!» - изволит гневаться матушка-генеральша, в раздражении топая ногами. А Сашки все нет. Он просто забыл, что сейчас его выход… Казалось бы, неловкая пауза, заминка, провал? Ничуть не бывало! Обернувшись в зал и разведя руками, генеральша пожимает плечиками: «Ну, нету, нету Сашки… Вечно приходится самой все делать!» И гневно удаляется за кулисы, сопровождаемая свитой своих компаньонок и приживалок, которые качают головами, сурово осуждая «непокорного Сашку».

Своеобразным двойником генеральши, ее приспешницей, а может, даже уменьшенной копией является мадам Шабашкина (актриса Александра Дюмина). Не очень понятно, какую роль в судопроизводстве 19 века могла играть женщина, даже такая бойкая и разбитная, как Шабашкина, но в спектакле совершенно очевидно было, что рядом с генеральшей она – лишь ее слабое отражение, немой и восхищенный слушатель, покорный исполнитель ее барской воли, тогда как перед «низшими», подчиненными она сама не прочь примерить на себя роль грозной барыни. С каким пренебрежением повелевает она убираться из Кистеневки дворовым и самому молодому Дубровскому! Здесь Шабашкина чувствует себя полновластной хозяйкой и охотно копирует позу и тон генеральши Троекуровой.

Да и весь «дамский цветник» генеральши смотрелся очень убедительно. С нежным шепотом и шелестом пышных платьев перемещались они по сцене, мешая иногда друг другу, а порой даже наступая на пятки самой барыне.

Противопоставлена всей этой беспрерывно шепчущейся и сплетничающей толпе, безусловно, скромная и молчаливая Маша (актриса Катя Смит). Сразу видно, что это девушка благовоспитанная, деликатная и хорошо образованная. Ее легкий и милый акцент напоминает зрителям о том, что, хоть пьеса и современна, но действие все-таки происходит в 19 веке, когда благовоспитанные барышни изъяснялись по-французски гораздо бойчее, чем на родном языке. И, безусловно, объяснимым представляется тот факт, что ее маменька, грубая и необразованная генеральша Троекурова, не смыслит ни аза во французском языке, посему и изъясняется по-русски безо всякого акцента, но грубо, отрывисто и просто.

Ах, эти дамы…. дамы… Но какой же роман без героя? Ведь все-таки Дубровский…. Владимир Дубровский (актер Денис Саразов), легкомысленный и ветреный в начале пушкинского романа, в пьесе совершенно иной. Он задумчивый, печальный, глубоко и тонко чувствующий человек. Дубровский в черном сюртуке кажется еще серьезнее, еще сосредоточеннее, еще мудрее… Его печальные глаза кажутся затуманенными тенью несбывшихся надежд… И говорит он негромко и медленно. В его речи часты глубокие, по-настоящему значимые, «мхатовские» паузы… Порой настолько долгие, что зрителям может показаться, что он внезапно забыл текст, но нет! Герой просто не может справиться с волнением, охватившим его сердце!

Сценическим антагонистом пылкого юного Дубровского, безусловно, является князь Верейский (актер Александр Шумилов ). Это уже немолодой, во всем разочарованный человек, смотрящий на все происходящее вокруг с изрядной долей иронии и сарказма. Даже ведя под руку трепещущую Машу, князь оглядывает зрителей холодным, ироничным взглядом, в котором читается: «Что я, восьмиклассник, делаю среди всей этой «мелюзги?» или просто презрение к Дубровскому, к Маше с их юношеским романтизмом и возвышенными стремлениями.

И напоследок хочу напомнить всем еще об одном совершенно блистательном эпизоде: печальный Дубровский встречает Архипа-кузнеца, бродящего вокруг барской усадьбы глухой ночью. «Ты что тут делаешь? - строго вопрошает барин. – Зачем тебе топор?» Никакого топора у Архипа, конечно, нет: видно, среди реквизита топоров не оказалось, но это не может смутить чрезвычайно талантливого и характерного актера Тимофея Тюрпенко. Он очень убедительно начинает объяснять барину, зачем он здесь и для чего взял с собой несуществующий топор-невидимку. Легко пленить сердце зрителя, если играешь главную роль романтически страдающего героя, а вот попробуйте полюбиться ему в качестве второстепенного персонажа, кузнеца Архипа, которого не все читатели и у Пушкина-то помнят! Нашему Архипу это вполне удалось, даже без благородного спасения кошки, к которому прибегнул Пушкин, чтобы сделать своего Архипа хоть сколько-нибудь запоминающимся. Наш Архип покорил сердца зрителей бесконечным обаянием!

Конечно же, можно было бы придирчиво указать на незначительные недостатки и недоделки в спектакле, можно было бы что-то исправить, немножко переделать, капельку «подчистить». Но ведь наши актеры – всего лишь шестиклассники – недавние дебютанты на подмостках средней школы. Безусловно, совершенство тем и хорошо, что к нему всегда можно стремиться, чего от всего сердца желают труппе 6 класса
БЛАГОДАРНЫЕ И ВОСХИЩЕННЫЕ ИХ ТАЛАНТОМ ЗРИТЕЛИ.

Наталия Олеговна Савина