Шрифт
А А А
Цвет
Ц Ц Ц
Основана в 1992 году
Частная школа «Золотое сечение»

СОТРУДНИЧЕСТВО. ДОВЕРИЕ. РАЗВИТИЕ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

О школе



Школе «Золотое сечение» — 30 лет.

Что это значит? Это солидный возраст для школы. С одной стороны, это возраст зрелости, большой осознанности. С другой стороны, это возраст, который дает нам возможность смело пробовать новое, пропуская его через фильтр нашего опыта.

«Золотое сечение» — школа полного дня. Основная задача начальной школы — формирование и становление детской самостоятельности. Ее мы делим на три основных направления: 

— Бытовая самостоятельность. 

— Социальная самостоятельность. 

— Учебная самостоятельность

Все три направления решают задачами, которые мы прорабатываем и курируем на протяжении всего обучения в начальной школе.

Бытовая самостоятельность. Дети приходят в школу со своим определенным уровнем бытовой самостоятельности, а нам важно продолжить его развивать. Мы работаем с «самостью»: 

— Я сам могу понять, какая погода на улице, и выберу себе необходимую одежду. 

— Я сам проанализирую и пойму, что происходит, затем приму решение. 

— Если мне понадобится помощь, я сам попрошу ее у взрослого, который сможет мне помочь.

Социальная самостоятельность. Более 15 лет мы работаем по программе «Жизненные навыки» С.В. Кривцовой. «Золотое сечение» выступало как школа-площадка и партнер программы «Вклад в будущее», в которой основной задачей было развитие эмоционального интеллекта ребенка. Материалы и содержание, которые были созвучны нам, сейчас включены в программу «Жизненных навыков».

Программа «Жизненные навыки» — что это такое? Вот вопросы, на которые мы ищем ответы вместе с детьми: Важно ли понимать свои слабые и сильные стороны? Уметь разделять факты и личные ощущения? Понимать чувства и эмоции других людей, находить выходы из конфликтов, уважать чужое пространство? Этому посвящены уроки «Жизненных навыков», на которых ребята откровенно говорят о страхе и злости, о дружбе и любви, о праве говорить «да» и «нет». 

В школе ребенок учится понимать свои эмоции. Какую эмоцию я испытываю в этот момент, что вызвало у меня эту эмоцию, насколько мои чувства адекватны текущей ситуации, как я могу выйти из этого состояния — это нормальные вопросы, которые требуют серьезного осмысления. 

Учебный процесс начинается с того, что в группе заключается договор-путеводитель. Он появляется из совместного обсуждения: как каждому из нас важно чувствовать себя в школе и как мы должны для этого себя вести. Этому мы отводим не один урок, а сформировав и обговорив правила, мы подписываем путеводитель. При нарушении договоренностей мы возвращаемся к нему и прорабатываем каждую конкретную ситуацию. Существуют правила школы, которые безусловно созвучны с путеводителем. Важно, что в процессе этой работы дети и взрослые включены в единый процесс становления социально приемлемого поведения.

Наравне с учебными предметами, учебными навыками и учебной самостоятельностью в начальной школе необходимо уметь понимать и контролировать свое эмоциональное состояние. Взаимодействие в больших группах — центрах — специально создано для эффективного социального взаимодействия.


Не класс, а центр 

С первого класса мы набираем большой центр, состоящий более чем из 30 человек. Это группа детей со своей командой взрослых — учителей, кураторов и координаторов. Большая группа проходит социализацию вместе. Важно, чтобы дети пробовали разные варианты социальной коммуникации. Жизнь представляет себой разнообразие форм и видов общения, а также коммуникацию с разными людьми. Большая группа, проводящая время вместе на переменах, в общих событиях, поездках, дает детям возможность практиковаться в общении и взаимодействии. Нужно учиться брать на себя лидерскую позицию или уметь вовремя передавать ее более компетентному человеку. Учиться говорить «нет» или находить компромиссы. В какой-то момент работать индивидуально, вдвоем или в команде — на сегодняшний день все это необходимые для жизни soft skills.

Учебная самостоятельность. Образовательный процесс делит центр на две учебные группы. Учащиеся в них распределены равномерно для наиболее эффективного взаимодействия. 

Основная задача — освоение предметного уровня. «Золотое сечение» — аккредитованная и лицензированная школа, которая не только обеспечивает базовый уровень, но и, как частная школа, имеет возможность держать эту планку выше. Для мотивированных учеников мы предоставляем более высокий уровень материалов. Главное для нас здесь — учебная инициатива. Учебная деятельность построена таким образом, что ребенок совместно с учителем вырабатывает определенные критерии оценивания своей работы. Критериев много, работу можно оценивать по аккуратности, сходству с образцом, правильности, сложности выполнения этой работы лично для него. Когда мы подходим к балльной системе оценивания (не раньше середины второго класса), дети уже относятся к этому осознанно. Когда ребенок пишет самостоятельную работу, он понимает, что в этот момент определяет границы своего знания и незнания. Что я понимаю, а что нет? Что мне делать с тем, что я не понимаю? Что мне делать, если у меня что-то не получается? Зачем я делаю работу над ошибками? Я сам работаю над своими ошибками и сам могу понять, к кому мне обратиться за помощью или как начать решать проблему самому.


Предметное обучение

В каждом центре один учитель ведет русский язык и литературное чтение, другой — математику и окружающий мир. «Золотое сечение» работает по традиционной программе. Как частная школа мы имеем возможность работать со всеми эффективными и прогрессивными учебными материалами и тем инструментарием, который нам предлагает современная педагогика. Если говорить об авторах — мы используем учебники Б. Гейдмана, Л. Петерсон, М. Соловейчик, З. Новлянской, Э. Кац, Б. Эльконина, В. Репкина, Т. Ладыженской и др. 

При обучении английскому языку центр делится более чем на пять групп. Это единственный предмет, где дети делятся по уровню освоения предмета. Все группы английского языка открыты, и у каждого ребенка есть возможность переходить на более быстрый уровень обучения и наоборот. Переходы между группами мы обсуждаем на еженедельных встречах департамента английского языка и, если видим прогресс/регресс ребенка, согласовываем переход с родителями и приглашаем ученика в другую группу на гостевые дни. Учебные курсы, которые мы используем: Super Minds, Kid’s Box, Power up, Oxford Discover, Academy stars и пр. издательства Oxford Cambridge Macmillan.


Команда центра 

У каждого центра сформирована своя постоянная команда, которая состоит из 4–5 человек: два учителя-предметника — преподаватель русского языка и литературного чтения и преподаватель математики и окружающего мира, кураторы и координаторы. 

Кто такой куратор в «Золотом сечении»? Это человек, который удерживает всю рамку развития ребенка вне учебного процесса (этим занимаются учителя-предметники). Куратор занимается развитием социальной самостоятельности, участием в проектах, детской инициативой, сопровождает ребенка в непростых ситуациях, удерживает его интерес и помогает осуществлять выбор в школе, очень тесно взаимодействует с семьей. 

Кто такой координатор в «Золотом сечении»? Иначе — это классный руководитель, человек, который удерживает всю картину взаимодействия семьи и школы. У нас есть разные преподаватели, предметы дополнительного образования, а координатор владеет всей картиной и ведет коммуникацию с семьей. Мы всегда очень тесно работаем с семьями наших учеников. Нам важен фидбэк: с чем ребенок приходит домой из школы, как он растет, что видите вы, а что видим мы, где и чья зона ответственности, в чем мы можем быть полезны друг другу. В конце каждой учебной четверти в школе проводятся традиционные индивидуальные встречи с семьями, где мы обсуждаем текущие результаты и достижения учеников, прорабатывая стратегию дальнейшего движения.


Учебный день 

Учебный день в начальной школе «Золотого сечения» делится на две основные части. 

Первая половина дня построена по определенному расписанию: дети следуют ему и переходят от урока к уроку. 

Вторая половина дня — поле выбора для каждого ребенка. Ученики могут познакомиться со всем, что предлагает им школа в послеурочное время. Это три больших направления: спортивное, творческое и интеллектуальное. Каждый учащийся может заниматься в тех клубах и секциях, которые он выбрал.


Кроме английского языка и программы жизненных навыков в начальной школе реализуется еще два направления:

1. Наглядная геометрия. Курс, который был создан педагогами «Золотого сечения» под руководством Ирины Борисовны Нефедовой, директора школы и соавтора учебника по математике. Наглядная геометрия направлена на развитие пространственного мышления. Это интегрированный курс геометрии и труда, где дети работают с различными материалами, конструкторами, 3D-ручками, занимаются моделированием, изучают проекции, симметрию. Знания здесь на глазах вырастают не только из теоретического курса, но и на практике — «добываются» своими руками. В средней школе, сталкиваясь с геометрией, многие дети теряются. Наглядная геометрия в начальной школе готовит и помогает справиться с трудностями в будущем, не говоря о развитии пространственного мышления, которого нас лишают наши навигаторы и интерактивные карты. 

2. Развитие речи. Это устная речь: начиная с умения выстраивать простейшие устные высказывания, заканчивая большими выступлениями на еженедельных школьных Ассамблеях перед двумя центрами. Здесь также важно направление выразительного чтения: в школе регулярно проходят фестивали, конкурсы и литературные события. Это письменная речь: дети учатся писать разные тексты на уроках, участвуют в литературных конкурсах. Во второй половине дня существуют курсы, где ученики имеют возможность продолжать развиваться в этом направлении и создавать тексты уже на более серьезном уровне. Ежегодно мы выпускаем литературный альманах «Клуб’ОК», в который включаются детские работы и иллюстрации. Также в конце года педагоги и ученики работают над созданием индивидуальных сборников сочинений со своими работами, написанными за год.

Сингапурские технологии в обучении и не только 

«Золотое сечение» открыто новому. Уже третий год мы плотно и успешно сотрудничаем с носителями сингапурской методики в образовании. Она содержит в себе определенные методические рекомендации и решения, как одновременно задействовать 100% учащихся во время урока. Система «один человек отвечает, остальные слушают» при этом уходит на второй план. Например, прием «До и после», который позволяет ребенку ответить на ряд вопросов в начале урока, а потом в конце и самому увидеть, как можно прирасти за один урок. Все наши преподаватели используют на уроках систему упражнений с использованием сингапурских технологий и упражнений на развитие критического мышления. А самое главное, если педагогу интересно учиться самому, развиваться и идти вперед, рефлексируя над своим движением, если ценности школы и семьи совпадают, то растет вдумчивый ученик, счастливая и нравственная личность.