Основана в 1992 году
Частная школа «Золотое сечение»

СОТРУДНИЧЕСТВО. ДОВЕРИЕ. РАЗВИТИЕ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Профориентация


Современная школа как эффективная образовательная среда должна ставить перед своими учениками актуальные и достижимые цели. Особенно важен этот процесс для старшеклассников: их обучение не может строиться только вокруг подготовки к успешной сдаче ЕГЭ. Здесь школа выступает открытой системой, привлекающей внешние ресурсы дополнительно к внутренним. Один из таких ресурсов — площадки для профориентации школьников. С их помощью мы выводим учебный процесс за рамки школы и помогаем ученикам реализовать свой потенциал в образовательном пространстве всего города.

Программа профориентации 

В «Золотом сечении» программа профориентационной практики действует уже около 15 лет, ежегодно развиваясь и адаптируясь к новым реалиям. Сейчас это обязательная часть индивидуального плана обучения каждого ученика 9 и 10-го классов. 

В рамках практики ученик в июне, после экзаменов, выходит на место работы в одну из партнерских компаний. В 9-м классе практика длится семь дней, в 10-м — десять. 

Профориентационная программа может меняться, но одно в ней всегда остается неизменным — это ее цель: помочь учащимся проверить гипотезу о будущей профессии. 

Никто не может с уверенностью сказать, каким будет рынок труда уже через пять лет. Некоторые привычные профессии отмирают, другие трансформируются под влиянием технологий, возникают и появляются новые. Мы не можем указать ученику, кем конкретно ему стать. Но мы можем помочь ему осознать, каковы вызовы современного мира, какие компетенции и личностные качества нужно развивать, чтобы быть востребованным на постоянно изменяющемся рынке труда. 

Именно для этого и необходима профориентация. Она помогает ученику: 

  • узнать больше об интересной профессии, что может в дальнейшем отразиться на выборе вуза и карьеры; 
  • закрепить на практике знания, умения и навыки, полученные в школе; сформировать важные компетенции, такие как дисциплинированность, коммуникативность, адаптивность, осознанность, ответственность; 
  • реализовать свой проект в реальных условиях — в том случае, если место практики непосредственно связано с проектной работой ученика. 

При организации практики нужно учитывать, что случай каждого ученика индивидуален. В теории каждый способен осознанно составить индивидуальный учебный план, выбрать себе направление обучения, спецкурсы и место прохождения практики. Но в реальности оказывается, что степень вовлеченности в учебный процесс у каждого школьника разная, поэтому многим нужна дополнительная мотивация или помощь в принятии решений. 

Ученику нужно помочь осознать основания своего выбора. Для этого на протяжении всего обучения мы работаем над развитием культуры выбора. Также школьникам может понадобиться помощь в том, чтобы спланировать свою деятельность, оценить собственные силы, определить адекватные дедлайны. 

Главное, чтобы итоговый выбор всегда совершал сам учащийся. Это принципиальная позиция школы. 

Итак, практика — это не только непосредственно выход на рабочее место. Выбор профессиональной области, определение с местом практики, подготовка — все это часть профориентационного процесса.

Этапы профориентационной практики 

Подготовка к практике (ноябрь — февраль) 

Главное на этом этапе — определение своих интересов, целей и ценностей, формирование собственной жизненной стратегии. Подростку нужно определиться с тем, чем для него может быть полезен выход на практику и к чему он стремится в долгосрочной перспективе. Нам важно, чтобы ученик воспринимал себя как целостную личность и делал выбор исходя из своих личностных качеств, а не из чужих желаний. Школа помогает ученикам сделать осознанный выбор с помощью профориентационных тестирований, интервью с тьютором и психологом. В конце подготовительного этапа ученик определяет для себя одну или несколько областей профессиональных интересов и строит гипотезу: в какой профессиональной области он хотел бы поработать и почему?

Определение места практики (весна) 

На этом этапе определяется конкретное место прохождения практики. Ученик действует по схеме: резюме — мотивационное письмо — собеседование. 

Резюме практиканта. Резюме не только позволяет подростку презентовать себя работодателю, но и способствует самоосознанию: составляя резюме, ученик пытается увидеть себя со стороны, зафиксировать свои успехи, достижения и сильные стороны. Затем резюме обсуждается с тьютором — поддержка взрослого очень важна, поскольку зачастую представление ученика о своих способностях и навыках бывает завышенным или заниженным. 

В 10-м классе подросток дополняет резюме новыми достижениями, описывает знания и практические навыки, полученные на спецкурсах. Это позволяет ученику ясно оценить, как он изменился и чему научился всего лишь за год. 

Мотивационное письмо. Если при составлении резюме ученик описывает исключительно себя, то в мотивационном письме ему нужно соотнести это с интересующей профессиональной областью и компанией, в которой он будет проходить практику. 

В письме ученик размышляет над тем, каким он видит время своей практики: чем он будет заниматься, что хочет освоить, чего достичь. Мы стремимся к тому, чтобы школьник рассматривал практику как возможность проявить себя, а не готовился к послушному выполнению списка заданий от работодателя. 

Собеседование. Теперь ученику предстоит презентовать себя в реальном разговоре. 

Собеседование может происходить как вживую, так и онлайн. Для того чтобы собеседование прошло эффективно, важно заранее обсудить с работодателем модель разговора: какие вопросы работодатель будет задавать, как будет действовать, если ученик окажется недостаточно подготовленным к дискуссии. 

Ситуации бывают разные: есть активные ученики, которые отлично готовятся к собеседованию и сами задают работодателю вопросы; есть те, кто плохо понимает смысл будущей профессии или за кого выбор сделали родители; а кто-то идет на практику, чтобы впервые соприкоснуться с выбранным направлением. Опыт показывает, что чем лучше к собеседованию подготовлен работодатель, тем продуктивнее встреча и сама практика. Также важно, чтобы работодатель объяснил ученику, что ждет того на практике. Часто ребята, которые приходят на место практики, стесняются задавать вопросы и боятся, что будут мешать взрослым. Их нужно заранее подготовить к тому, как действовать в новой для себя обстановке.

Практика (июнь) 

Период практики занимает от семи до десяти дней. Ежедневно ученик обсуждает со своим непосредственным руководителем итоги рабочего дня. Это помогает практиканту на примере каждой конкретной задачи определить, что получилось сделать, что нужно доработать, к каким типам задач необходимо найти другой подход. По итогам этих разговоров практикант и работодатель определяют задачи на следующий день. Все это ученик фиксирует в своем дневнике практики. 

Также в процессе прохождения практики каждый ученик обсуждает свои успехи со школьным тьютором. Тьютор помогает подростку определиться со своим отношением к практике, осознать ее как еще один шаг на пути саморазвития. Общение с тьютором проходит в разных форматах: индивидуальный разговор по телефону/скайпу; личные встречи раз в три дня; общий чат тьюторской группы.

Итоговая рефлексия 

По завершении практики проводится итоговая рефлексия. Она состоит из трех частей: рефлексия с работодателем; рефлексия в группе по сходному типу практики; общая рефлексия школьного центра. 

В процессе рефлексии каждому ученику предстоит ответить на следующие вопросы: 

— Что случилось со мной в процессе летней практики? 

— Какие процессы в практике стали моим опытом? 

— Как и где я планирую использовать этот опыт? 

— К каким выводам я пришел/пришла? 

Итоговая рефлексия необходима, если мы хотим, чтобы практика была для наших учеников максимально эффективной. Им нужно осознать практику как собственный индивидуальный опыт, ассимилировать его, представив как еще один шаг по личной траектории их образования и саморазвития. 

При должной организации процесс профориентации, где все по-настоящему, все зависит от личной заинтересованности и активности ученика, позволяет подростку почувствовать собственную значимость и компетентность. Практика в реальных условиях, обучение у специалистов своего дела — это то, что помогает подростку осознать, какая жизнь ждет его после школы. 

В этом и состоит одна из важнейших задач школы вообще — мы должны стремиться к тому, чтобы у наших выпускников было осознанное и ответственное отношение к собственной жизни.

Партнеры «Золотого сечения» по программе профориентации 

«Золотое сечение» сотрудничает не только с организациями, но и с огромным количеством профессионалов в самых разных областях и сферах деятельности. Это наши выпускники, родители учеников и выпускников, эксперты, которым важно, чтобы молодежь уже в старших классах осознанно подходила к выбору своего профессионального пути. Мы с уважением и большой благодарностью сотрудничаем с нашими партнерами. 

Список некоторых площадок, где старшеклассники уже смогли получить профессиональный опыт: 

  • РНИМУ им. Н.И. Пирогова; 
  • клиника МОНИКИ; 
  • коллегия адвокатов Павла Астахова; 
  • рекламные агентства Strong и ОMI; 
  • театры «Школа современной пьесы», «Мастерская Петра Фоменко», Российский академический молодежный театр (РАМТ), «Гоголь-центр», Театр на Малой Бронной;  • ресторан «Рыбторг»; 
  • кинокомпания «Базилевс»; 
  • Сбербанк и банк ВТБ; 
  • гостиница Holiday Inn; 
  • студия Owlcat Games; 
  • стоматологическая клиника; 
  • видеосервис Premier; 
  • строительные компании, в том числе ООО «Лига Девелопмент»; 
  • телевизионный канал «Матч-ТV»; 
  • архитектурное бюро АВD; 
  • Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина; 
  • ателье авторской одежды; 
  • и многие другие организации.