Основана в 1992 году
Частная школа «Золотое сечение»

СОТРУДНИЧЕСТВО. ДОВЕРИЕ. РАЗВИТИЕ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Проектная деятельность


Промежуточный отчет по исследованию Промежуточный отчет по проекту


Для современного человека важно поспевать за стремительно меняющимся миром. Ему необходимо как можно раньше овладевать определенными навыками, формировать в себе необходимые компетенции и учиться познавать мир вокруг себя. Одним из действенных способов самостоятельно исследовать этот мир, используя свои интересы, склонности и возможности, выступает проектная деятельность

Уметь планировать свои действия, видеть проблему и формулировать её, искать и находить решения этой проблемы, видеть и использовать её актуальность, работать с информацией и представлять её — со всем этим мы сталкиваемся во время работы над проектами. Какую бы сферу, специальность или область не выбрал ученик в будущем, без этих навыков ему не обойтись. И мы в «Золотом сечении» уже 20 лет развиваем и совершенствуем школьную проектную деятельность. Это не просто теоретический курс, как работать над проектом. Это большая работа длиною в год.

Работа над проектом — это возможность применить на практике те знания и умения, которые ученики получают за партой, и одновременно с этим приобретать и развивать такие востребованные в наше время гибкие навыки. Проект — это возможность понять, что ученику действительно интересно, и на практике попробовать то, что казалось далеким и недостижимым. Для кого-то проект становится первым самостоятельным экзаменом, а для кого-то — отправной точкой роста.

От идеи к проекту 

С 7 по 10-й центр все ученики ежегодно проходят путь создания своего собственного проекта. В зависимости от интереса проектанты могут выбрать прикладную, исследовательскую, творческую или социальную направленность будущего исследования. 

Проектная деятельность в школе — это не только работа учеников. Это то, чем живет весь коллектив «Золотого сечения» — и педагогический, и ученический. Мы исследуем, предполагаем, доказываем, открываем и находим. 

Итогом любого проекта становится продукт, который решает выявленную и проработанную проблему. Это могут быть учебные пособия, фильмы, книги, карты, сценарии, дизайны, макеты, волонтерские программы. 

Путь работы над проектом состоит из точных и ограниченных по времени этапов. В конце каждого из них обучающиеся отчитываются о степени готовности работы, а преподаватели и руководители помогают каждому исследованию проработать слабые стороны и укрепить сильные.

Весь год работы над проектом условно можно разделить на три больших этапа. 

Первый этап. Поиск идей и решений. В начале года все школьные кафедры утверждают темы учебных проектов. Ученики могут выбрать любую из тем, а могут предложить свою. В таком случае они сталкиваются с защитой личной темы проекта — не каждая идея может быть моментально утверждена, мы вместе работаем над выявлением действительно важной и актуальной проблемы, которую можно решить в установленные сроки. Здесь важен выбор научного руководителя: ученики самостоятельно коммуницируют с преподавателями, делятся с ними своими идеями, проговаривают стратегию и договариваются о сотрудничестве на текущий год. Первый этап оканчивается общей Ярмаркой идей: на ней ученики окончательно утверждают темы проектов, выбирают, работать индивидуально или в группе, представляют своих руководителей и приступают к работе.

Второй этап. Работа над проектом. В течение всего года ученики посещают теоретические курсы (к примеру, изучают дисциплину «Методы и методология научного исследования») и занимаются практикой. Каждый составляет индивидуальное расписание со своим научным руководителем, регулярно отчитываясь о проделанной работе. В конце первого полугодия ученики представляют результаты проектирования (понятийный аппарат исследования) и свои первые наработки. Все проекты отличаются друг от друга, поэтому у каждого ученика есть свои особенности работы над исследованием. Но большая часть работы над теоретической частью должна быть проделана до новогодних праздников, а после них золотосеченцы активно приступают к практике — реализации своего «продукта».

Третий этап. Защита и Фестиваль проектов. Защита проектов — всегда самая интересная и волнительная часть работы. Лучшие проекты, которые по итогам защиты получают оценку «отлично», отправляются на ежегодный Фестиваль проектных работ «Шаг в будущее». Фестиваль — это возможность поделиться своими идеями, наработками и открытиями, услышать мнение специалистов, экспертов и других проектантов. Вся школа собирается, чтобы увидеть результаты работы каждого проектанта. Из года в год на фестиваль приезжают наши выпускники, чтобы рассказать, как проектная деятельность в школе помогла им в жизни. А приглашенные эксперты с интересом знакомятся с лучшими проектами.

Библиотека проектов 

За эти 20 лет в «Золотом сечении» было представлено около 2000 работ. Мы создали целую библиотеку проектов, где собрали исследования прошлых лет. В ней находится около 200 только бумажных версий проектов, не считая электронного архива золотосеченцев. 

В истории школы были проекты, которые останутся в нашей памяти навсегда. Ведь эти разработки прочно вошли в жизнь школы. 

«Литература + театр», «Стихийные перемены», авторские театральные постановки, спектакли, перформансы — без них невозможно представить жизнь «Золотого сечения». А ведь многие из них родились именно в рамках исследований учеников прошлых лет. К примеру, наша выпускница, Виола Сюткина, когда-то реализовала проект постановки спектакля «Свинопас». После школы она отучилась в Сорбоннском университете по теории театра, и сейчас Виола преподает курс «Литература + театр» в средней школе. 

Волонтерские проекты занимают в нашей школе особое место, ведь именно благодаря волонтерству и благотворительности мы все делаем мир чуточку лучше. Помощь приютам, домам престарелых, людям с тяжелыми заболеваниями — все это действительно важно. К примеру, благодаря проекту «Делай как я!» были организованы дебаты в реабилитационном центре «Отрадное», а опыт проведения дебатов превратился в настоящее исследование. Большие совместные проекты детей и взрослых сейчас стали традиционными событиями — это благотворительный новогодний квартирник и наша общешкольная ярмарка, где мы собираем средства для фонда «Созидание». 

В рамках одного из школьных проектов прошлых лет была организована целая программа подготовки и проведения онлайн- и офлайн-турниров игр «Что? Где? Когда?» между школами Москвы. Сейчас турниры стали ежегодной школьной традицией. 

В прошлом году проектная деятельность подарила нам интерактивную карту окрестностей школы «Золотое сечение». Ярким событием прошлой весны в школе стал проект «Весенний бал». Режим онлайн принёс нам ещё один проект 9–10-го центров — «Встречи с выпускниками прошлых лет». Каждое лето стартует ежегодный проект — лагерь «Я сам». 

Музыкальные проекты представили нам много сложившихся исполнителей, музыкальных групп и композиций. К примеру, участники школьной группы «Пейсли» через несколько лет после выпуска записали хит, ставший популярным на MTV. А проекты, посвящённые наукам, экспериментам и исследованиям, подарили нам необычные и полезные разработки, которые даже после школы продолжают свой путь к реализации, — от анализа кинокартин мирового проката с точки зрения физики («Гравитация» и «Марсианин») до масштабного проекта создания тёплых скамеек для благоустройства Москвы, которые в скором времени наполнят парки и скверы города. 

Невозможно перечислить все 2000 проектов наших золотосеченцев. Но все они были по-своему интересны, новы и важны для нашего школьного сообщества. С каждым годом проектная деятельность в «Золотом сечении» становится только масштабнее и увереннее. И мы будем всеми силами помогать каждому нашему ученику в реализации его идей и интересов.



Проект Стефана Дерябина
Интерактивная карта окрестностей школы «Золотое сечение»

Screen Shot 2022-04-19 at 20.03.28.png