Для современного человека важно поспевать за стремительно меняющимся миром. Ему необходимо как можно раньше овладевать определенными навыками, формировать в себе необходимые компетенции и учиться познавать мир вокруг себя. Одним из действенных способов самостоятельно исследовать этот мир, используя свои интересы, склонности и возможности, выступает проектная деятельность.
Уметь планировать свои действия, видеть проблему и формулировать её, искать и находить решения этой проблемы, видеть и использовать её актуальность, работать с информацией и представлять её — со всем этим мы сталкиваемся во время работы над проектами. Какую бы сферу, специальность или область не выбрал ученик в будущем, без этих навыков ему не обойтись. И мы в «Золотом сечении» уже 20 лет развиваем и совершенствуем школьную проектную деятельность. Это не просто теоретический курс, как работать над проектом. Это большая работа длиною в год.
Работа над проектом — это возможность применить на практике те знания и умения, которые ученики получают за партой, и одновременно с этим приобретать и развивать такие востребованные в наше время гибкие навыки. Проект — это возможность понять, что ученику действительно интересно, и на практике попробовать то, что казалось далеким и недостижимым. Для кого-то проект становится первым самостоятельным экзаменом, а для кого-то — отправной точкой роста.
От идеи к проекту
С 7 по 10-й центр все ученики ежегодно проходят путь создания своего собственного проекта. В зависимости от интереса проектанты могут выбрать прикладную, исследовательскую, творческую или социальную направленность будущего исследования.
Проектная деятельность в школе — это не только работа учеников. Это то, чем живет весь коллектив «Золотого сечения» — и педагогический, и ученический. Мы исследуем, предполагаем, доказываем, открываем и находим.
Итогом любого проекта становится продукт, который решает выявленную и проработанную проблему. Это могут быть учебные пособия, фильмы, книги, карты, сценарии, дизайны, макеты, волонтерские программы.
Путь работы над проектом состоит из точных и ограниченных по времени этапов. В конце каждого из них обучающиеся отчитываются о степени готовности работы, а преподаватели и руководители помогают каждому исследованию проработать слабые стороны и укрепить сильные.
Весь год работы над проектом условно можно разделить на три больших этапа.
Первый этап. Поиск идей и решений. В начале года все школьные кафедры утверждают темы учебных проектов. Ученики могут выбрать любую из тем, а могут предложить свою. В таком случае они сталкиваются с защитой личной темы проекта — не каждая идея может быть моментально утверждена, мы вместе работаем над выявлением действительно важной и актуальной проблемы, которую можно решить в установленные сроки. Здесь важен выбор научного руководителя: ученики самостоятельно коммуницируют с преподавателями, делятся с ними своими идеями, проговаривают стратегию и договариваются о сотрудничестве на текущий год. Первый этап оканчивается общей Ярмаркой идей: на ней ученики окончательно утверждают темы проектов, выбирают, работать индивидуально или в группе, представляют своих руководителей и приступают к работе.
Второй этап. Работа над проектом. В течение всего года ученики посещают теоретические курсы (к примеру, изучают дисциплину «Методы и методология научного исследования») и занимаются практикой. Каждый составляет индивидуальное расписание со своим научным руководителем, регулярно отчитываясь о проделанной работе. В конце первого полугодия ученики представляют результаты проектирования (понятийный аппарат исследования) и свои первые наработки. Все проекты отличаются друг от друга, поэтому у каждого ученика есть свои особенности работы над исследованием. Но большая часть работы над теоретической частью должна быть проделана до новогодних праздников, а после них золотосеченцы активно приступают к практике — реализации своего «продукта».
Третий этап. Защита и Фестиваль проектов. Защита проектов — всегда самая интересная и волнительная часть работы. Лучшие проекты, которые по итогам защиты получают оценку «отлично», отправляются на ежегодный Фестиваль проектных работ «Шаг в будущее». Фестиваль — это возможность поделиться своими идеями, наработками и открытиями, услышать мнение специалистов, экспертов и других проектантов. Вся школа собирается, чтобы увидеть результаты работы каждого проектанта. Из года в год на фестиваль приезжают наши выпускники, чтобы рассказать, как проектная деятельность в школе помогла им в жизни. А приглашенные эксперты с интересом знакомятся с лучшими проектами.
Библиотека проектов
За эти 20 лет в «Золотом сечении» было представлено около 2000 работ. Мы создали целую библиотеку проектов, где собрали исследования прошлых лет. В ней находится около 200 только бумажных версий проектов, не считая электронного архива золотосеченцев.
В истории школы были проекты, которые останутся в нашей памяти навсегда. Ведь эти разработки прочно вошли в жизнь школы.
«Литература + театр», «Стихийные перемены», авторские театральные постановки, спектакли, перформансы — без них невозможно представить жизнь «Золотого сечения». А ведь многие из них родились именно в рамках исследований учеников прошлых лет. К примеру, наша выпускница, Виола Сюткина, когда-то реализовала проект постановки спектакля «Свинопас». После школы она отучилась в Сорбоннском университете по теории театра, и сейчас Виола преподает курс «Литература + театр» в средней школе.
Волонтерские проекты занимают в нашей школе особое место, ведь именно благодаря волонтерству и благотворительности мы все делаем мир чуточку лучше. Помощь приютам, домам престарелых, людям с тяжелыми заболеваниями — все это действительно важно. К примеру, благодаря проекту «Делай как я!» были организованы дебаты в реабилитационном центре «Отрадное», а опыт проведения дебатов превратился в настоящее исследование. Большие совместные проекты детей и взрослых сейчас стали традиционными событиями — это благотворительный новогодний квартирник и наша общешкольная ярмарка, где мы собираем средства для фонда «Созидание».
В рамках одного из школьных проектов прошлых лет была организована целая программа подготовки и проведения онлайн- и офлайн-турниров игр «Что? Где? Когда?» между школами Москвы. Сейчас турниры стали ежегодной школьной традицией.
В прошлом году проектная деятельность подарила нам интерактивную карту окрестностей школы «Золотое сечение». Ярким событием прошлой весны в школе стал проект «Весенний бал». Режим онлайн принёс нам ещё один проект 9–10-го центров — «Встречи с выпускниками прошлых лет». Каждое лето стартует ежегодный проект — лагерь «Я сам».
Музыкальные проекты представили нам много сложившихся исполнителей, музыкальных групп и композиций. К примеру, участники школьной группы «Пейсли» через несколько лет после выпуска записали хит, ставший популярным на MTV. А проекты, посвящённые наукам, экспериментам и исследованиям, подарили нам необычные и полезные разработки, которые даже после школы продолжают свой путь к реализации, — от анализа кинокартин мирового проката с точки зрения физики («Гравитация» и «Марсианин») до масштабного проекта создания тёплых скамеек для благоустройства Москвы, которые в скором времени наполнят парки и скверы города.
Невозможно перечислить все 2000 проектов наших золотосеченцев. Но все они были по-своему интересны, новы и важны для нашего школьного сообщества. С каждым годом проектная деятельность в «Золотом сечении» становится только масштабнее и увереннее. И мы будем всеми силами помогать каждому нашему ученику в реализации его идей и интересов.