Основана в 1992 году
Частная школа «Золотое сечение»

СОТРУДНИЧЕСТВО. ДОВЕРИЕ. РАЗВИТИЕ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

«Булгаков vs Маяковский»


17.10.2016

«Булгаков vs Маяковский»

14 октября 2016 года учащиеся 10-го центра посетили галерею «На Шаболовке», где проходила выставка, посвященная двум классикам отечественной литературы — Михаилу Булгакову и Владимиру Маяковскому. Традиционно между этими писателями ставят знак «versus» — настолько разными они были в жизни и творчестве. Так, когда один из них работал над «Левым маршем», второй создавал «Дни Турбиных», пока один ездил за границу, второй писал письма с просьбами выпустить его за рубеж.... Да и сами герои выставки оставили яркий след в истории, упоминая друг друга на страницах своих произведений. Но чаще всего их современники вспоминали противостояние Булгакова и Маяковского не на литературном поприще, а во время игры в бильярд в Старопименовском переулке. Именно поэтому выставочное пространство организовано как бильярдная партия — девять раундов символизируют девять значимых для героев тем.

Создатели выставки стремились показать личности писателей не через тексты и воспоминания, а так, чтобы посетителям казалось, будто бы они вплотную подошли к каждому из них. Действительно, мы увидели здесь совсем личные вещи — галстук и носки Маяковского, пенсне Булгакова, их рабочие столы.

Интересно и тонко проведены параллели в любовных отношениях писателей. У Маяковского чувство было публичным, открытым: он помещал портрет Лили Брик в свои книги, обращался к ней в стихах и даже специально для нее написал киносценарий. Булгаков, напротив, «прячет» свою любовь в сюжетной линии Мастера и Маргариты. На выставке можно послушать, как третья жена писателя Елена Булгакова читает отрывок встречи героев знаменитого романа, и увидеть интересный предмет из хранилища Ленинской библиотеки — «Список врагов Булгакова», в который она записывала критиков, оскорблявших ее мужа.

Отношения писателей с публикой тоже полярны. Автор «Дней Турбинных» коллекционировал рецензии на свое творчество: из трехсот рецензий только три были положительными. В коллекции же Маяковского собрано около пяти тысяч записок из зала от его читателей, и некоторые из них можно увидеть в витрине-шаре.

В последнем зале размещено несколько интересных посмертных экспонатов. В «партии» Маяковского это газета, посвященная его памяти, хроника похорон. А в «партии» Булгакова показана картина его друга, художника Дмитриева, на которой писатель изображен уходящим вглубь своего знаменитого «синего кабинета».

Точку в выставке ставят два театральных бинокля, символичные во всех отношениях. Но что они показывают, до последнего остается загадкой для посетителей...


Другие новости