25.01.2016
В пятницу, 22 января у девятого и десятого центров состоялась экскурсия в Государственный культурный центр-музей В.С.Высоцкого.
Музей сравнительно недавно открылся на улице, переименованной в честь этого великого поэта и артиста (бывший Нижний Таганский тупик). Содержание экскурсии было направлено не только на то, чтобы рассказать посетителям о том, кто такой Высоцкий, что он делал и кем были его родители, но и передать ощущение той невероятной и редкой атмосферы, в которой жил и творил этот удивительный человек. В каждом зале можно было увидеть фрагменты видеофильмов с участием артиста, послушать аудиозаписи с концертов, насладиться самыми яркими моментами его игры в театре и кино, рассмотреть подлинные автографы стихотворений. Особенно поражает второй зал — макет кабинета Высоцкого с его вещами: книжным шкафом, столом, за которым он работал, и кроватью, на которой умер. Все эти довольно официально обставленные залы сразу перестают быть строгими и бездушными, ибо именно здесь чувствуешь самого «героя» данного музея. Уходить тяжело, создается ощущение, что прощаешься с Высоцким навсегда, оставляя его в этих стенах. Появляется желание остаться, ходить по этим комнатам, читать его книги, слушать песни, разговаривать с ним.
Даша Давлетханова
Музей Высоцкого, или Как нам пытались создать образ идеального человека
В пятницу, 22 января, мы побывали в музее В.С. Высоцкого на Таганке. Сам дом-музей достаточно большой и хранит в себе огромное количество действительно ценных вещей. Но наша экскурсия началась с театра, с первых ролей Высоцкого, с его костюмов, записей спектаклей. Мне показалось правильным наличие в залах телевизоров и прожекторов, при включении которых перед нами представал Высоцкий и вновь раздавалось: «Быть или не быть?» И сразу же казалось, что поэт никуда не уходил и отвечает нам: «Быть»!
Но экскурсия по его театральной дороге продолжается, факты, будто бы прочитанные экскурсоводом за 10 минут до начала нашей встречи, все называются и называются. Видно было, что для экскурсовода мы уже далеко не первые слушатели, и без всяких пауз и эмоций она продолжает свой монолог.
Но вот мы поднялись на второй этаж и оказались в совсем небольшой комнате-кабинете. Очень захотелось остаться на несколько минут в этих стенах. Книги, различные личные вещи, мебель — все это хранит дух Высоцкого, который, кажется, можно спугнуть, когда в комнате слишком много людей. Я никогда так не относилась к вещам, принадлежавшим известным людям, наверное, просто никогда не задумывалось о том, сколько эмоций, памяти впитала каждая страница старой книги. Быть может, в порыве гнева книга падала с высоты на холодный пол, быть может, в тяжёлые моменты спасала, ловила тяжёлые капли слез, а может, напротив, была прочитана в самые счастливые минуты жизни. Мы ведь этого не знаем, знал лишь Высоцкий, когда та или иная книга оказывалась в его руках.
Поднявшись чуть выше, мы оказались в зале, посвящённом жизни и творчеству В.Высоцкого. Нам опять стали рассказывать о фактах, опуская некоторые, но важнейшие из них, представляя «идеального» человека. Все так же — абсолютно без эмоций. А ведь стены музея хранят в себе столько памяти, рукописей, писем, фотографий, что можно было представить не биографию Владимира Высоцкого из Википедии, где чувств и эмоций априори нет, а напротив, живого, такого разного, сложного, но настоящего человека.
Рассказывая о Высоцком, нельзя просто называть периоды его жизни, нужно рассказывать о том, что было у него на душе, что волновало и причиняло боль или что, напротив, заставляло чувствовать его счастливым. Все то, что было в его истории — жизнь, и ничего нельзя из неё вычеркнуть.
Пока нам рассказывали о квартирах и Никите Высоцком, который, проходя мимо нас, забрал все внимание экскурсовода, я рассматривала письма поклонников поэта и артиста, и в каждом из них люди просто говорили «спасибо». Спасибо за искренность, спасибо за то, что заставил многих «проснуться» от долгого сна. В этом поэзия Высоцкого: в жизни каждой строки, в эмоциях и чувствах между ними.
Наша экскурсия закончилась старыми видеозаписями Высоцкого, одними из самых главных его произведений.
Помним, ценим и любим Вас, Владимир Семёнович!
С наступающим Днём Рождения.
Маша Болгова