08.04.2016
4 апреля на филологическом факультете МГУ состоялась творческая встреча с писательницей и драматургом Диной Ильиничной Рубиной.
Редколлегия журнала SCHOOLГрад как участница форума школьных СМИ была приглашена на это событие.
О том, какое впечатление оставила эта встреча, читайте наш небольшой репортаж.
Аудитория медленно разбухает: в узкие проходы проталкивается все больше и больше людей. Слева высокие двойные окна с серыми разводами на них и потрескавшимися ставнями. Эти ставни особенно бросаются в глаза на фоне бурлящей и пестрой толпой студентов, которые, как осы в улье, жужжат с верхушки лектория. Но больше всего в аудитории солнца. Оно везде, и от него никуда нельзя скрыться. Даже не возникает мысли, что могло бы быть иначе перед встречей с человеком, написавшим роман «На солнечной стороне улицы». Волнуюсь, потому что такое, конечно же, случается считанное количество раз в жизни... Нет, совсем по другой причине. Волнуюсь, потому что вот сейчас я увижу писателя, создающего в своих книгах мир, который так дорог мне; увижу человека, жизненная философия которого схожа с моей. Поэтому, когда я смотрю на окружающих меня людей, даже тех, с которыми я пришла на эту лекцию, я вдруг испытываю внезапный прилив ревности. Ревную ее к ним.
Так часто бывает, когда ты волнуешься слишком сильно, вдруг на миг отвлекаешься и понимаешь, что все уже произошло. Для меня почему-то очень важно было ее появлению. Я его пропустила. Смолкли аплодисменты, затих шквал радостного возбуждения, и вот она уже стоит рядом с представляющим ее лектором и улыбается. Конечно, я видела ее на фотографиях, знала, как она выглядит, но в голове у меня всегда был другой образ. И эти два человека: образ в моей голове и стоящая передо мной женщина — сошлись сами собой. Здесь не могло возникнуть никаких противоречий.
Дина Ильинична шутя отреагировала на немного странную приветственную речь ведущего этой встречи. Мне хотелось замахать на него рукам, чтобы он замолчал. В тот момент он казался мне абсолютно лишним за этим длинным столом рядом с ней. Она говорила о цели своего приезда в Москву: создание ее аудиокниги. Сказала, что никто лучше ее самой роман не прочитал бы. Безусловно. Дина Рубина удивительно артистична. Какой бы образ она не создавала, он получается у нее удивительно натурально, естественно. Каждое слово — отдельная нота как в ее речи, так и на страницах книг.
Было много смеха. Она рассказывала о своих любимых записках из зала. Вспоминала веселые истории, связанные с ними. Говорила, что каждый писатель очень ревностно относится к своей славе. И для нее — это большая коллекция вопросов из зала. Она искренне и доброжелательно отвечала на вопросы о ее жизни, творчестве. Кто-то спросил о том, что такое настоящая литература. Дина Ильинична ответила, что это та литература, которая вас не оставляет, к героям которой вы возвращаетесь, с которыми вы спорите. Она говорила о возникновении «иллюзии абсолютной жизни», которая будет «подлиннее чем та, что происходит за окном». Такое ощущение я испытываю после прочтения ее повестей и рассказов. Ты веришь, что все это реальные истории, что эти люди существовали и сейчас где-то ходят по этой земле.
Из ее домашней жизни мне запомнилась почему-то картина грязной посуды в посудомойке — то, что она увидела, когда приехала домой из поездки (о семейной жизни с мужем-художником). Она — человек с потрясающим чувством юмора. Мы с большим удовольствием слушали ее рассказы о первых публикациях, о печати в журнале «Юность», о выступлениях перед публикой, о распространении ее славы среди тюремных заключенных Томска...
Как всегда, Дина Рубина упомянула своего друга поэта и писателя Игоря Губермана, который тоже живет в Израиле. На этой встрече вообще звучало много имен писателей: зарубежных и отечественных. После лекции мы уходили с дополнительным списком по литературе.
Очень резко Дина Рубина отозвалась об экранизации своих произведений. И честно сказала, что плохо относится ко всем.
Особенно запомнились ее размышления об идеальном читателе. Уже все приготовились к поиску в себе каких-нибудь определенных черт «идеального читателя» ... А она полушутя-полусерьезно сказала, что для нее — это Дина Ильинична Рубина, которой в тот момент все еще нравится ею написанное.
Закончилась встречать тем, что Дина Ильинична прочитала отрывки из книги «Иерусалимцы». И мы, москвичи, на короткое время перенеслись на улицы этого жаркого города с пестрой толпой, криками, бранью, абсурдными жизненными ситуациями....
Из аудитории мы уходили, согретые теплом, которое излучает эта удивительная писательница.